Мастер-класс Английское полотняное переплетение (сложная рогожка). Вариант 2

Английское полотняное переплетение (сложная рогожка). Вариант 2

В предыдущем мастер-классе >> я вам продемонстрировала, какие интересные ткацкие узоры можно выполнить на первом варианте сложной рогожки.

Разбор Олимпиадных заданий по технологии для девочек. Тема: «Ткацкие переплетения»

В этом видео я хочу с вами поделиться своими экспериментами со вторым вариантом сложной рогожки. Надеюсь, что второй вариант этого замечательного ткацкого переплетения вам тоже понравится, и вы найдете для себя много полезного и интересного.

Английское полотняное переплетение (сложная рогожка). Вариант 1

О сложной рогожке я уже упоминала, рассказывая о тканом коврике для ванной комнаты. Это удивительное ткацкое переплетение, которое ещё называют «Английское полотняное переплетение». Очень хорошо подходит для ткачества самых разнообразных изделий с очень интересной «упругой» фактурой. Здесь я также демонстрирую, как выглядят на этом ткацком переплетении многоуточные узоры, о которых я рассказывала в мастер-классе «Узорное ткачество. Рисуем тканое полотно двумя уточными нитями».

Надеюсь, и в этом видео вы найдете для себя много полезного и интересного. Желаю приятного просмотра.

Атласные переплетения с симметричными раппортами

Если атласные переплетения используются в узоре одновременно с основным и уточным эффектом или в сочетании с другими переплетениями, то необходимо разрабатывать заправочный рисунок, используя симметричные раппорты атласа. В этом случае будут резкие переходы (границы) от одного переплетения к другому.

Симметричный раппорт характеризуется тем, что все соединительные точки в пределах раппорта располагаются симметрично относительно центральной точки ил осевой линии. Таким центром может быть либо соединительная точка, либо пустая клетка. Точкой симметрии может быть также точка, где встречаются четыре клетки.

Атласные переплетения весьма разнообразны, и поэтому не всегда просто определить симметричный раппорт. Определенных правил для этого не существует.

Занятие. 19. Как удвоить ширину тканого полотна при помощи второго берда

Симметричные раппорты

Анализируя узор переплетения, можно вначале пометить точку (хорошо видимую на узоре переплетения), которая и будет точкой симметрии, или, используя «искатель» (лист бумаги с вырезанным квадратным отверстием, соответствующим размеру раппорта переплетения), можно перемещать его по узору, пока не обнаружится место расположения симметричного раппорта.

Переплетения со структурным узором

Гобелен на картоне. Мастер-класс.

ВАРИАНТЫ ПОЛОТНЯНОГО ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

Любое переплетение, которое теоретически можно выработать с использованием двух ремизок, относится к производным полотняного переплетения. Производные полотняного переплетения группируются по сходствам и различиям без наличия четких границ между ними.

Имеются следующие группы переплетений, построенные на базе полотняного переплетения:

· Рогожка (рогожа, панама);

· Английское полотняное переплетение (сложная рогожка);

· Репс с основным или уточным эффектом.

Рогожка (рогожа, панама)
Это переплетение похоже на обычное полотняное переплетение. Соединительные точки также располагаются плотно друг возле друга. Единственное отличие от полотняного переплетения заключается в том, что имеются удвоенные, утроенные, учетверенные нити как по основе, так и по утку. На лицевой и изнаночной сторонах переплетение одинаково.

Рогожка

Гобелен на картоне . Плетение круга Часть 2

Для того чтобы нити основы располагались в ткани параллельно и не соединялись друг с другом, необходимо каждую нить основы пробирать в отдельное галево. Вместо расположения нескольких галев друг за другом на одной и той же ремизке их рассредоточивают на нескольких ремизках. Для получения переплетения в один зев прокладывают две, три или четыре нити утка.

Крюкова И. «Ткани в исторической реконструкци»

На рисунке ниже показаны три различные схемы проборки для трехнитной рогожки.

Трехнитная рогожка

▬► Саржевое переплетение из газет

В схеме 1 галева распределены по двум ремизкам, в схеме 2 — по 6 ремизкам с целью получения большего расстояния между ними. В схеме 3 проборка осуществлена на 4 ремизках, и галева распределены на ремизках несколько плотнее. При проборке по схемам 2 и 3 возможна выработка ткани других переплетений.

Переплетением рогожка могут вырабатываться ткань для вышивания (канва), обивочные (особенно чистошерстяные) и мебельные ткани.

Переплетение панама широко используется в сочетании с полотняным и другими переплетениями (см. Составные переплетения).

Английское полотняное переплетение (сложная рогожка)
Если при формировании ткани комбинируют одинарные, двойные и учетверенные нити как в основе, так и в утке, то получают переплетение сложная рогожка, которое называется также английским полотняным переплетением. Это переплетение дает возможность получать на поверхности ткани различные эффекты в виде клеток.

О вариациях на тему ткацких узоров

На рисунке ниже показаны заправочные рисунки переплетения сложная рогожка.

Коврик на раме Полотняное переплетение

Сложная рогожка

Построение сложной рогожки на миллиметровой бумаге можно начинать с определения того, как нити основы должны быть разделены на одинарные, двойные или учетверенные. Их размещают на двух ремизках, затем то же самое делают с нитями утка. При этом получают изображение той структуры, которую должна приобрести ткань.

Проборку в галева чаще всего рассредоточивают на нескольких ремизках и составляют систематизированную схему проборки. На рис. а показан типичный пример сложной рогожки. Последовательность одинарных и учетверенных нитей является одинаковой в основе и утке. Не требуется, чтобы нити утка следовали тому же самому узору, что и нити основы (с учетом удвоения нитей). Можно варьировать в направлении нитей утка и получать несколько иной узор (см рис. б).

Приёмы ткачества на раме

Переплетение сложная рогожка используется в обивочных, мебельных тканях, холстах и др.

Основный и уточный репс
Репс — это основное или уточное полотняное переплетение, которое утолщает многократно скрытую систему нитей так, что образуются бороздки на поверхности ткани. Именно этими бороздками и отличается репс. Репсовые переплетения называют исходя из того, какая система нитей в наибольшей степени видима на поверхности ткани.

У основного репса наиболее видимыми являются нити основы и на поверхности ткани образуются поперечные бороздки, поэтому его называют также поперечным репсом.
У уточного репса наиболее видимыми являются нити утка, а нити основы образуют продольные бороздки. Уточный репс называют продольным репсом.
Лицевая и изнаночная стороны репса одинаковы, как у всех других полотныных переплетений.

Для того чтобы основа перекрывала уток, нити основы должны располагаться плотно друг к другу. Необходимо удваивать или учетверять уточные нити или использовать более толстую пряжу в утке, чтобы нити основы имели несколько более длинный участок для перекрытия, в результате чего образуются бороздки поперек ткани. Для выработки основного репса лучше всего производить проборку более чем на две ремизки, чтобы галева не располагались слишком плотно на ремизках. Если ткацкий станок налажен для выработки ткани обычного полотняного переплетения, то можно получить имитацию поперечного репса за счет прокладывания толстых нитей утка. Нити основы не будут полностью закрывать нити утка, но бороздки будут проявляться. Путем варьирования толщины утка или количества прокладываемых в один зев уточных нитей можно добиться различных эффектов на поверхности ткани.

На рисунке ниже показаны продольные разрезы ткани, заправочный рисунок основного репса и структурная поверхность ткани.

Поделки из бумаги 05 — Плетение коврика. Ёлка

Основный репс: а — продольный разрез ткани, имитирующий основный репс; б — продольный разрез ткани с чередующимися одинарными и двойными уточными нитями; в — заправочный рисунок; г — структурная поверхность ткани, имитирующей основный репс при полотняном переплетении

Основный репс используют для изготовления репсовой тесьмы, репсовой обивочной ткани из шерстяной и хлопчатобумажной пряжи и шелковых нитей, поплина, ковров и других тканей.

В уточном репсе нити утка перекрывают нити основы, которые образуют бороздки вдоль ткани. Для того, чтобы основа была более закрытой, необходима большая плотность ткани по утку. Нити основы должны быть толстыми или состоять из нескольких соединенных нитей. Если станок налажен на выработку ткани обычного полотняного переплетения и необходимо получить уточный репс, то следует использовать тонкую уточную пряжу, чтобы обеспечивалась большая плотность по утку. На рисунке ниже показаны заправочный рисунок уточного репса, структурная поверхность ткани и ее поперечный разрез.

Уточный репс: а — заправочный рисунок; б — структурная поверхность ткани; в — поперечный разрез ткани

Переплетение уточный репс часто используется для гобеленовых тканей и клетчатых настенных ковриков.

ВАРИАНТЫ САРЖЕВОГО ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

Саржевые переплетения легко преобразовывать так, чтобы саржевые диагонали изменяли направление или обрывались и образовывали новые структурные узоры.

Это можно делать путем перемещения последовательности и повторения нитей основы и утка в саржевом раппорте. Раппорт узора становится иным. Такое перемещение может осуществляться совершенно свободно и нерегулярно, но лучшие результаты наблюдаются, если при построении используют определенные системы. Различные варианты производных саржевого переплетения можно разрабатывать из любого саржевого переплетения, но в качестве исходного пункта всегда берется полный саржевый раппорт. В остальном способы конструирования могут быть различны.

Обратная (ломаная) саржа
В обычном саржевом переплетении проборка рядовая и чередование подъема ремизок поочередное, как показано на рисунке.

Схемы проборки и чередования ремизок при формировании обычной саржи: а — при шести ремизках; б — при четырех ремизках

На рисунках ниже показаны различные виды проборки для формирования обратной (ломаной) саржи.

Различные виды проборки при формировании обратной саржи.

Занятие 18. Рогожка простая и сложная

Продольный, поперечный и клетчато-узорный эффекты
Если принять в качестве исходного пункта для построения саржевого переплетения рядовую и обратную проборку нитей основы и варьировать порядком подъема ремизок, то можно получить различные виды саржевого переплетения с продольным, поперечным или клетчатым эффектом в узорах.

На ткацком станке при рядовой (сквозной) проборке нитей основы в ремиз, варьируя чередованием подъемов ремизок в прямом направлении, а также в обратном, получают зигзагообразный узор вдоль ткани — продольный эффект.

На рисунке ниже показан заправочный рисунок различных вариантов четырехремизной прямой и обратной основной саржи 3/1 при рядовой проборке нитей в ремиз.

Заправочный рисунок различных вариантов саржи (ломаной по утку)

Если необходимо получить зигзагообразный узор поперек ткани — поперечный эффект, то следует применить обратную проборку. На рисунке ниже представлен заправочный рисунок шестиремизной обратной уточной саржи 1/3 1/1.

Заправочный рисунок обратной сложной саржи (ломаной по основе)

Когда используют одновременно как схему обратной проборки, так и схему прямого и обратного чередования подъема ремизок для саржевого переплетения, получают переплетение с клетчато-узорным (ромбовидным) эффектом. На рисунке а показан заправочный рисунок вариантов четырехремизной основной саржи, а на рисунке б — заправочный рисунок вариантов четырехремизной обратной саржи «батавия».

Ткачество Коврик из бумаги класс 1Ж8

Заправочные рисунки ромбовидной саржи: а — на базе саржи 3/1, б — на базе саржи 2/2

Переплетения подобные этим, можно варьировать практически до бесконечности. Однако следует учитывать, что нельзя брать в качестве исходной базы саржевое переплетение со слишком длинными перекрытиями нитей, так как они в отдельных местах становятся еще длиннее.

На рисунке ниже показано, как можно заправить ткацкий станок, распределить обратную проборку по галевам ремизок и по-разному чередовать подъемы ремизок при переплетении саржа 3/1.

Пример построения заправочных рисунков различных переплетений на базе саржи

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕКСТИЛЕ

При этом будет получаться множество различных переплетений. Например, пример построения обратной саржи на базе саржи 3/3.

Ткацкие переплетения

Пример построения заправочных рисунков различных переплетений на базе саржи

На базе саржи 3/2 1/2 .

Пример построения заправочных рисунков различных переплетений на базе саржи

Варианты саржи на основе различных методов проборки
Галева можно группировать, исходя из сходств в строении саржи; такую группировку часто называют методом проборки. Ряд методов проборки используют непосредственно для получения саржи новых вариантов. О схемах обратной проборки уже упоминалось.

Примеры различных методов проборки: а — рядовая, б — обратная, в — обратная прерывная, г — поступательная, д — сводная в два свода, е — сводная непрерывная

Как отмечалось ранее, варианты саржи конструируют путем изменения последовательности и повторяемости нитей основы и утка в раппорте саржи.

Такой метод уже дан при описании обратной саржи. Аналогичным образом можно поступать и с другими методами проборки. Это делают путем соответствующей наладки ткацкого станка, предусматривающей индивидуальную проборку. Используя различное чередование подъема ремизок, получают множество новых вариантов саржи.

Для изображения заправочного рисунка на бумаге определяют схему проборки и схему подъема ремизок и на основе этого рисуют переплетение на бумаге. На рисунке ниже показаны примеры построения различных узоров переплетений на базе саржи с применением сложной проборки.

Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки

Варианты переплетений, получаемых перемещением нитей в раппорте саржи
Для получения вариантов саржевых переплетений можно варьировать на бумаге с самим раппортом узора. В качестве исходного пункта берут обычный раппорт саржи и перемещают нити по утку или основе в пределах раппорта переплетения. При этом получают новые раппорты узора, из которых можно составить новые переплетения.

Далее приведены примеры построения переплетений на базе саржи при перестановке нитей утка:

Английское полотняное переплетение (сложная рогожка) вар. 1

Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки

При перестановке нитей основы:

Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки

При перестановке как нитей утка, так и нитей основы:

Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки

В рисунках приняты обозначения: 1 — базовое переплетение; 2 — раппорт при перестановке нитей утка или основы; 3 — полученный рисунок переплетения; 4 — раппорт при перестановке нитей утка и основы одновременно.

После получения новых переплетений разрабатывают обычным способом схему проборки и схему чередования подъема ремизок.

Некоторые из вариантов саржи имеют специальные названия и более известны под этими названиями, чем в качестве вариантов саржи.
Например, «гусиный глаз» и «китовый ус»: