Мастер-класс Антикризисный платочек (горячий батик), или О пользе чантинга

master_klass

Мастер-класс

каждый из нас – Мастер

Горячий батик. Платочек.

Горячий батик.
Или о полезности чантинга в домашнем хозяйстве.

Два слова про горячий батик.
На ткань наносится расплавленный воск, и при нанесении краски в места, покрытые воском, краска не проникает.
Нанесение воска чередуется с нанесением краски. Здесь — три слоя воска, четыре слоя краски.

Инструменты и материалы для горячего батика Чем наносить воск на ткань Как и в чем плавить воск

Этот платочек можно смело называть антикризисным (такое модное слово), так как для него понадобились самые простые материалы.

Шелк был б/у, но неплохого качества, краски – «Гамма» «Хобби батик» — самые что ни на есть доступные.
Также понадобились простые хозяйственные свечки, подручные банки-кастрюльки, плита, канцелярские кнопки, уксус, рамка, газеты, кисточки — то есть все самое обычное.

Самый экзотический в этой компании – медный чантинг (он же тьянта, он же тьянтинг).

Теперь по порядку.
Натягиваем кнопками ткань (здесь – натуральный шелк) на подрамник. Подрамник простой деревянный, можно сколотить самостоятельно. Натянуть довольно туго, чтобы не провисало – так как из-за воды, краски и воска ткань станет более тяжелой.
Смачиваем водой — широкой кистью — чтобы краски растекались равномерно.

И по влажной ткани наносим первый слой краски. Он должен быть довольно светлым. Поэтому краска сильно разбавлена водой. Имейте в виду, что в момент нанесения краски она кажется более насыщенной, а после высыхания станет более блеклой. Оставляем высыхать.

Пока краска сохнет, сооружаем водяную баню для воска – берем узкую жестяную банку, крошим в нее свечки, помещаем в емкость (кастрюлька, миска) с водой и ставим на огонь. Важно: воск (парафин, стеарин) горюч, лучше если плитка будет электрической. Обязательно открываем форточку. Так как воск не только горюч, но и не полезен для организма. Вода выкипает, поэтому за ней нужно следить, и по необходимости доливать.

Когда воск станет прозрачным, им можно работать. Помещаем чантинги (лучше сразу два) в воск, и по очереди берем их для нанесения воска. Воск наносим только на абсолютно сухую ткань!

Берем чантинг, держим его над салфеткой носиком вниз (из него вытекает воск), не переворачивая (а то воска вытечет еще больше) доносим до работы.
Это занимает секунды, работа находится рядом.

Можно наносить линии и капли. Толщина линии зависит не только он диаметра носика, но и от того, как вы ведете линию. Если быстро и легко – она более тонкая, если медленно – то более толстая. Капли получаются ровные, предсказуемые.

Что важно – воск не должен остыть, если он становится белесым, а не темным, то краска затечет под него, причем абсолютно не так, как вам хочется.

После того, как воск нанесен и остыл, покрываем вторым слоем краски.
Каждый слой краски более темный и насыщенный, чем предыдущий. Идем от светлых оттенков к темным.

Пока краска не успела высохнуть, стираем ее с воска салфеткой.

Снова сушим. Потом наносим второй слой воска. Здесь – и чантингом, и кистью.
Кисть (пожестче) разбрызгивает воск, получаются такие дорожки из капелек, еще кистью можно закрывать плоскости (здесь – лепестки), но воск на кисточке остывает намного быстрее, медный чантинг держит нужную температуру дольше.
Кстати, учтите пожалуйста, что кисть, которую будете использовать для воска, больше ни для чего не подойдет – воск впитается в волоски и застынет.
Кисточку не выбрасываем, а продолжаем использовать для воска в дальнейшем.

Почему лучше работать одновременно несколькими чантингами, кисточками – потому что пока одним инструментом работаете – другой «отмокает» в воске на водяной бане — то есть остывший воск снова принимает нужную температуру – и вам остается только брать по очереди готовый инструмент или кисть.

Снова берем кисть, и покрываем краской работу. Цвета расплываются, смешиваются, обплывают покрытые воском участки, а вы этой радугой любуетесь и получаете удовольствие.

И снова берем салфетку, и капли краски с воска стираем.

Чтобы понять, что же за красота у нас получается, смотрим работу на просвет.
Например, через работу на окно или лампу. Вот что получается, но хочется еще усложнить.

И опять берем чантинг, кисть, и опять покрываем воском.
Оказалось, что из большего отверстия чантинга воск прекрасно льется рекой, чем тоже можно воспользоваться.

Последний слой краски. Самые темные и насыщенные тона.
Ну и капельки стереть после не забыть.

Вот как это выглядит теперь (на просвет):

И при обычном освещении:

Когда работа высохла, снимаем ее с рамы и удаляем воск.
Что само отвалилось – хорошо, остальное выпариваем при помощи утюга и вороха несвежих газет (чтобы на ткани не отпечатались буквы и телефоны).
Делается это так: снизу подкладываем несколько листов, сверху ткань, и еще сверху лист газеты. Проглаживаем утюгом, и видим, как воск переходит на газеты.

Провощенные газеты меняем на чистые (и сверху, и снизу). Так проглаживаем столько раз, пока воск не перестанет (или почти не перестанет) оставаться на газетах.

Вот какая работа получилась.

Если это будущая картина, панно – можно оформлять. Она будет пачкать руки, особенно влажные, но если запаривать страшно, оставьте как есть.
Если это будущий платок – и его необходимо носить, стирать, утирать слезы, хватать мокрыми пальцами – продолжаем – запариваем (закрепляем паром) краску.

Это делается согласно инструкции, но в данном случае — вдали от инструкций — по памяти и на глазок.
Общий принцип такой.

Прокладываем ткань бумагой, чтобы сама с собой ткань не соприкасалась, делаем довольно рыхлый сверток, обматываем синтетическими нитками.
Нитки синтетические, потому что не впитывают влагу (конденсат).

Этими же синтетическими нитками подвешиваем в просторную кастрюлю (бак) за ручки. Висит сверток примерно посередине кастрюли, не касаясь стен.
На дно кастрюли наливаем немного воды, чтобы она кипела (и не выкипела) в течение получаса и более, но при этом до свертка оставалось достаточно места. В воду можно добавить уксуса.
Сверху, под крышку, кладем байку, полотенце махровое – то, что впитывает влагу. Накрываем крышкой.

Роспись шёлка. Техника «Горячий батик». Платок «Пионы».

Что касается процесса запарки – можно поправлять и дополнять, буду благодарна (делалось по памяти).
Как долго держать работу на пару – от размеров зависит, чем больше, тем дольше.
Этот платок небольшой — 55*55 см – «парился» около 40 минут.
Почему страшно запаривать – из-за лишней влаги краска может потечь, и работа будет испорчена. Здесь – такое все абстрактное, и протечка есть, но не то, чтобы она незаметная, но в глаза сильно не бросается (особенно если платок задрапирован).
От чего еще это зависит – от ткани, от краски.
Здесь и то, и другое – самое что ни на есть простое и доступное. Без всяких гарантий.

В месте, где краска потекла – на бумаге проступил синий цвет. И это было заметно еще в свертке.

После запаривания разворачиваем, и отправляем плавать в воду с уксусом минут на пятнадцать.

Уксус добавляла на глазок. Если не ошибаюсь, по инструкции, столовая ложка 6% уксуса на литр воды.
Для чего нужен уксус – тоже мнения разделились. Где-то пишут про то, что он закрепляет цвет, в другом месте – для того, чтобы он работал, как антистатик.
После стираем мылом, без применения отбеливающих средств, при этом лишняя краска сходит, платок становится чуть светлее, если это и заметно по фото, то в тех местах, где краска самая-самая темная.
Полоскаем, пока вода не перестанет окрашиваться. Температура воды для стирки — около 30 градусов.
Теперь гладим, лучше во влажном виде, чтобы разгладились мелкие складки.
ВООООООТ:

Подшиваем, носим, любуемся, помогаем подняться упавшим от зависти.
И объясняем другим, как это просто и легко сделать самому.

Горячий батик: техника выполнения и мастер класс горячим воском

Горячий батик известен как техника росписи ткани, традиции которой корнями уходят вглубь веков. Еще в древности для создания узоров на ткани использовали смолу или нагретый воск. Наносили состав на участки, не подлежащие окрашиванию, а после весь отрез опускали в емкость с красителем.

В результате получали белый рисунок на окрашенном фоне. Техника горячего батика была распространена в Китае, в Японии, на Шри-Ланке и во многих африканских странах.

Традиционно для горячего батика использовалась исключительно хлопчатобумажная ткань и пчелиный воск. В наши дни так красят и шелк, а в качестве резерва применяют состав на основе парафина или стеарина.

Некоторые зарубежные производители красок предлагают холодный воск для работы в такой технике.

Особенность технологии

Принципиальное отличие техники горячего батика от холодного в том, что резервирующий состав (или воск) может наноситься на ткань не только линией, но и пятном. Линия не обязательно должна замыкаться, ведь основная функция воска – защищать определенные участки ткани от окрашивания, а не ограничивать растекаемость краски.

Однослойный и многослойный горячий батик

Расплавленный воск можно наносить на ткань в один слой. Такой способ называется однослойным.

  • pixabay.com
  • Если слоев два и более – это уже многослойный горячий батик.
  • Принципы работы над однослойным и многослойным батиком схожи, различия только на заключительных этапах росписи.

Подготовительные этапы в технике горячего батика

В работе с техникой горячего батика выделяют несколько подготовительных этапов.

Разработка эскиза

Возможны контурный, пятновой или смешанный эскизы.

Иногда работа может выполняться и без эскиза. Например, если на ткань наносится узор «горох», какие-то произвольные линии, задуман простой геометрический принт или незамысловатые силуэтные картинки.

Подбор цветовой гаммы

Продумывается на этапе подготовки и цветовое решение.

При работе в технике однослойного горячего батика на поверхности, не защищенной воском, краска свободно перетекает от одного участка к другому.

Поэтому советуют подбирать гармоничную цветовую гамму, красивые сочетания и дополняющие друг друга оттенки. Работу можно выполнить и в рамках одного цвета, используя светлые и темные его оттенки.

При многослойном способе подбирать цветовую гамму нужно исходя из того, что последующий слой краски будет наноситься на уже окрашенный участок. Важно понимать, какой цвет должен получиться при нанесении нескольких слоев друг на друга.

А также учитывать, что краски для батика при смешивании не всегда дают ожидаемый результат. Зачастую при смешивании красной и зеленой красок, к примеру, фирмы ”Marabu” получается фиолетовый, а не коричневый цвет.

Поэтому перед началом работы сочетаемость цветов проверяют на образце.

Подготовка ткани

Ткань перед работой нужно обезжирить. Для этого ее стирают, что предупреждает и последующую усадку. Правило работает для любой техники батика. После материал натягивают на подрамник. Некоторые мастера для большей эластичности ткань смачивают.

Подготовка рабочего места

  1. Рабочую поверхность защищают, накрывая пленкой.
  2. Подрамник располагают горизонтально.
  3. Если подрамник большого размера, его устанавливают на специальные козлы.

stylepark.com

Основные этапы работы

Перенос эскиза на ткань

Для переноса эскиза используют исчезающий маркер для ткани или смываемый карандаш. Следы графитного могут остаться на готовой работе.

Если точность в переносе эскиза не так важна, его можно разместить под тканью и наносить воск по нечетким контурам.

Резервирование воском

Воск наносят для фиксации естественного цвета ткани, то есть краска не проникает на зарезервированные участки. Работа начинается с самого светлого оттенка. Если он белый, то просто резервируют чистое полотно. Когда наиболее светлый цвет в палитре не белый, воск уже наносится на предварительно окрашенную и высушенную ткань.

Инструменты и приемы для нанесения воска

Воск наносится только на сухую ткань при помощи кисти, поролонового валика, штампа, чантинга. Возможно использование и штифта – электрического инструмента, поддерживающего внутри постоянную температуру. Многие мастера свободно выливают воск на ткань из любой удобной емкости. Его наносят каплями, линией, пятном, используют и трафареты.

Подготовка воска к работе

Перед нанесением воск нужно хорошо разогреть, чтобы он насквозь пропитал ткань. Нагревать его лучше на водяной бане (это исключает перегрев) и на электрической плите – на газовой воск может воспламениться.

  • Перед началом работы степень нагрева проверяется на образце.
  • Если разогрет хорошо, то воск пропитает ткань насквозь, а в зоне нанесения полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным на просвет.
  • Если воск остался на поверхности ткани белой непрозрачной каплей, то температура недостаточная и нужно продолжить нагрев.

Нанесение краски

Краска наносится на свободную от воска поверхность кистью, ватным тампоном или поролоновый кисточкой.

Если батик однослойный, то насыщенность цвета может быть любой, зависит только от идеи автора. На поверхности воска не должно оставаться высохших капель краски, иначе они останутся и на готовой работе. Поэтому после нанесения работу протирают и высушивают, избегая нагревания.

При многослойном варианте каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий. Поэтому роспись начинают с самого светлого и ненасыщенного участка, постепенно переходя к более темному.

Слой за слоем воск фиксирует цвет на окрашенном участке, а следующий цвет наносят на свободные поверхности. После работу высушивают.

Процессы нанесения воска и красителя повторяют вплоть до последнего, самого темного цвета.

Эффект кракле

На заключительном этапе можно применить прием кракле. Он выполняется самой темной из имеющихся красок. На всю поверхность наносится воск.

После его полного остывания поверхность ткани подвергают деформации, создавая заломы.

В эти заломы втирают краситель, смешанный с мыльным раствором. Благодаря воздействию щелочи краситель проникает к ткани и окрашивает ее.

В результате получаются ярко выраженные трещинки, создающие так называемый «эффект старины».

Заключительные этапы работы

Удаление воска

  1. Высушенную работу снимают с подрамника.
  2. Ткань мнут, чтобы воск скрошился с поверхности ткани.
  3. После этого изделие прокладывают бумагой, горячим утюгом вытапливают остатки воска.

Для этой цели часто используют старые газеты, свежая типографская краска может отпечататься на ткани. Также слой между газетными листами и непосредственно работой можно выстелить белой папиросной бумагой или бумажными полотенцами.
По мере того, как бумага пропитывается воском, ее заменяют на чистую.

  • Процедуру повторяют до тех пор, пока полотно не перестанет «отдавать» воск.
  • Закрепление красителя

    Если работа выполнена акриловыми красителями, то в процессе вытапливания закрепляется и краситель. При работе с парозакрепляемыми красящими веществами фиксация идет при помощи запаривателя.

    Обратный батик

    1. Кроме традиционных однослойной и многослойной техник батика существуют экспериментальные – например, обратный батик.
    2. batik-center.ru

    Принцип работы схож с вышеописанным. Главное отличие в том, что эта техника выполнения росписи предполагает работу в обратном порядке – от темных цветов переходят к светлым.

    В первую очередь расписываются и покрываются воском те участки, которые по эскизу должны быть холодных оттенков. Они лучше теплых удаляются из волокон ткани. После раствором отбеливателя с обеих сторон ткани удаляется краситель, свободный от воска.

    Используется краситель бес хлора, но даже он может повредить шелк, поэтому чаще всего обратный батик выполняют на хлопке.

    После отбеливания изделие промывается чистой водой. Затем роспись продолжают красками теплых оттенков. Очень интересно смотрится эффект кракле с отбеливателем. После финального слоя краски работа над изделием продолжается в обычном порядке.

    Горячий батик для новичков и профессионалов

    Техника горячего батика может быть очень разнообразной. С одной стороны, горячий батик подходит и для новичков, не имеющих художественного образования. Все потому, что полноценную законченную работу можно получить, используя различные приемы, не требующие специальной подготовки.

    Приемы горячего батика

    • «Набрызг через трафарет».
    • Выполнение графических работ валиками.
    • Использование штампов.
    • Нанесение точек.

    С другой стороны, горячий батик имеет большой потенциал. С его помощью можно решать сложные художественные задачи. К нему зачастую возвращаются, даже овладев другими смежными техниками.

    Горячий батик: история, выбор материалов и техника выполнения

    Для того чтобы превратить старую вещь в новую, или своими руками создать эффектный подарок, достаточно уметь пользоваться техникой горячего батика. Работа с воском позволяет без особых затруднений покрывать однотонные поверхности необычными рисунками и узорами.

    Горячий батик – это техника росписи ткани, активно используемая уже на протяжении долгого времени. Суть ее заключается в том, что узор формируется путем расплавленного воска или аналогичного материала. После окрашивания ткани и устранения воска на поверхности остается рисунок, белый или разноцветный.

    Горячий и холодный батик в принципе похожи, но существуют небольшие различия в технике выполнения.

    Горячая роспись применяется для оформления контура, а также защиты некоторых фрагментов от растекающейся краски.

    Расписывают ткань люди уже долгие годы, но первыми, по мнению археологов, это стали делать индонезийцы с острова Ява еще в XIII столетии. Местные жители настолько хорошо освоили технику, что она стала известна по всему миру.

    Каждый род на протяжении столетий обзаводился собственными особенностями росписи. Сам термин используется с XVIII века, а страной его возникновения называют Нидерланды.

    Горячий батик появился задолго до холодного батика, так как последний возник лишь в начале XX века.

    Обработка ткани невозможна без специальных инструментов. В первую очередь речь идет о кружке из металла, обладающей двойным дном, позволяющим разместить внутри электрическую лампочку. В данной емкости будет разогреваться воск или другой резервирующий состав.

    Для нанесения его непосредственно на ткань потребуются разные приспособления: ножи, воронки, каталки, зафиксированные на деревянных ручках.

    Резервирующие составы готовятся по нескольким рецептам.

    К примеру, это может быть смесь 660 граммов парафина и 340 граммов вазелина технического. Подойдет также и комбинация 500 граммов парафина, 250 граммов технического вазелина и такого же количества пчелиного воска. Наконец, не менее эффективным считаются 790 граммов парафина, смешанные с 210 граммами петролатума.

    Краски лучше брать специальные, предназначенные для создания батика. Выбирая материал, важно следить, закрепляется ли он при помощи пара с утюгом или простой водой. Кисточки лучше подготовить разноразмерные. Рамка подойдет как выполненная самостоятельно, так и обычная покупная.

    Чтобы защитить ее от брызг краски, можно воспользоваться бумажным скотчем. Для фиксации на рамке полотна пригодятся скобы со степлером, кнопки или булавки.

    Горячий батик может быть как однослойным, так и многослойным. В первом случае, как можно догадаться по названию, воск наносится в один слой. Довольно часто такая техника сопровождается вливанием иной краски в элементы, ограниченные резервом. Заливка проводится еще до того, как вся плоскость была перекрыта фоновой краской, а получившиеся части резерва так же защищаются резервным составом.

    Два слоя и более уже подразумевают многослойную технику. Работа происходит одинаково за исключением финальной части. Иными словами, на каждом этапе осуществляется простой батик, после чего создается перекрытие. Повторять процедуры рекомендовано не более четырех раз.

    К разновидностям данной техники относят и обратный батик. В принципе он создается так же, как и традиционный, но цвета используются в обратном порядке – от темного к светлому. Работа начинается с тех мест, которые должны быть окрашены в холодный оттенок, а затем осуществляется процедура отбеливания.

    Краситель рекомендовано содержать тот, что не содержит хлор в составе, а в качестве полотна выбирать хлопок.

    Отдельно можно выделить роспись от пятна, что считается наиболее сложной разновидностью горячего батика.

    Техника применяется таким же образом, как и при многослойном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий, используются пятна разных оттенков.

    В каждом пятне осуществляется прорисовка части орнамента резервирующим составом, после чего происходит перекрывание другим цветом. Процедура повторяется только 3 раза, а на финальной стадии задействуется темный оттенок.

    Роспись по ткани, как правило, проводится в несколько этапов, причем значительная часть из них является подготовительной. Первым делом происходит разработка эскизов.

    Многочисленные работы представлены в интернете, поэтому с выбором рисунков обычно не возникает никаких проблем.

    Некоторые простые узоры эскиза не требуют, вообще, к примеру, если речь идет о «горохе» или простых геометрических фигурах. В это же время продумывается и цветовая гамма.

    Так как однослойный горячий батик подразумевает плавное «перетекание» цветов, необходимо подбирать их так, чтобы они гармонично сочетались.

    Для начинающих мастериц лучше выбрать один ключевой цвет и работать с его оттенками как светлыми, так и темными.

    При создании многослойного батика цвета подбираются таким образом, чтобы их наложение один на другой не выглядело некрасиво. В идеале перед началом работы выбранные цвета тестируются на отдельном тканевом фрагменте.

    Само полотно перед покраской проходит процедуру обезжиривания. Достаточно будет просто постирать ткань, что также предотвратит возможную усадку. Есть еще более сложный способ, подразумевающий вымачивание полотна в содовом растворе.

    Применяется именно сода, так как она способна вымыть все химические растворы, которые производитель мог добавить на этапе производства.

    Раствор готовится из обычной соды и чистой воды, а ткань в нем отмачивается около 30 минут.

    Готовый материал закрепляется на подрамнике, а иногда и смачивается. Стол, на котором будет происходить окрашивание, лучше дополнительно защитить, например, затянув прозрачной пленкой. Рамка устанавливается горизонтально, причем необходимость применения козел определяется в зависимости от ее размера.

    На ткани прорисовывается эскиз при помощи специального устраняемого карандаша или маркера. Важно делать это аккуратно, чтобы не продавливать поверхность. В том случае, когда планируется работа в теплых и светлых оттенках, ни в коем случае не следует использовать ручку для прорисовки.

    Если эскиз требуется приблизительным, то его разрешается разместить под тканью, а воск располагать, основываясь на виднеющихся контурах. То же относится и к полупрозрачному полотну, под которым эскиз будет легко просвечивать.

    Суть использования резервирующего вещества заключается в том, что оно защищает естественный оттенок полотна от попадания краски. Сначала используются светлые цвета, а затем уже боле темные. Воск фиксирует цвет на окрашенных участках, а последующий распределяется уже по свободным местам.

    Воск можно наносить разными инструментами в зависимости от формирующегося узора. Сухая ткань обрабатывается кистью, валиком из поролона или штампом.

    В принципе разрешается использование штифта – специального инструмента, работающего от электричества и сохраняющего неизменную температуру.

    Профессионалы же просто выливают воск на ткань из удобной емкости, формируя линии, пятна, капли и иные абстрактные узоры. Перед работой воск прогревается на водяной бане или электрической плите, так как он далее должен полностью пропитать тканевый кусок.

    Качества прогрева можно определить по внешнему виду воска. Если материал хорошо прогрет, то воск пройдет насквозь, а полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным, если посмотреть на просвет.

    Когда воск остается белым на поверхности, значит, он недостаточно разогрет. Непосредственное окрашивание осуществляется с использованием кисти из поролона, обычной кисти или ватки.

    Работа обязательно качественно просушивается.

    Некоторые специалисты предпочитают на последнем этапе использовать эффект кракле, который создается при помощи наиболее темного оттенка. В этом случае все полотно покрывается воском, а затем деформируется созданием заломов. Получившиеся трещины окрашиваются смесью мыльного раствора и красителя. В результате на работе образуются эффектные трещинки «под старину».

    Удалить резерв особых сложностей не представляет. Хорошенько просушенное произведение снимается с подрамника, после чего полотно активно разминается. В результате воск разламывается и в виде крошек спадает с рисунка.

    Чтобы убрать остатки резервирующего вещества, потребуются бумага и утюг. Выстелив ткань, к примеру, обычными газетами и бумажными полотенцами, ее необходимо прогладить горячим утюгом.

    Процедуру придется повторять какое-то время, заменяя бумагу, пока весь воск не выйдет.

    В том случае, если работа происходила с использованием парозакрепляемых красящих веществ, то их дополнительно потребуется зафиксировать отпаривателем.

    Подробнее о технике горячего батика вы узнаете, посмотрев следующее видео.

    Мастер-класс «Технология горячего батика»

    Гоцина Марина Михайловна

    • Цель: Знакомство с особенностями техники и технологии горячего батика и их применения в образовательном процессе.
    • Задачи: — знакомство с техникой и технологией горячего батика, выполняемого анилиновыми красителями;- повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта работы.
    • План проведения мастер-класса:
    1. Организационный период. Вступительное слово о многообразии техник росписи ткани. История появления и развития батика.
    2. Основная часть. Знакомство с техникой и технологией горячего батика. Последовательность выполнения росписи. Простой способ росписи в одно перекрытие, роспись «от пятна», эффект «кракле». Демонстрация творческих работ в различных техниках батика. Индивидуальная работа по росписи панно «Ромашки».
    3. Заключительная часть. Подведение итогов мастер-класса. Сравнение получившихся эффектов на ткани.
    1. Содержание беседы
    2. История батика

    Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.

    Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной.

    Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.

    Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э.

    Среди других находок, относящихся к глубокой старине, – японские ширмы периода Нара (646 — 794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине. Искусство батика очень древнее.

    Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н. э. его вполне могли производить и в Индии).

    Но то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710 – 794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком.

    Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.

    Есть свидетельство, что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию. Во времена китайских династий Суй (581 – 618) и Тан (618 – 907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы, относящиеся к периоду Нара (646 –794). В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно.

    В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.

    Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры.

    В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, используя и трафареты, и крашение с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.

    Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства.

    Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал, Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг – такие звучные «имена» носят крупные центры производства батика на острове.

    Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.

    На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем не северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи.

    Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей. Кроме того, в ярких красках – розовой, желтой и синей, которыми искусно изображены птицы и цветы, четко прослеживается влияние Китая.

    Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на о.Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы – их привлекали букеты, бабочки и птицы.

    Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о. Ява Томасом Раффлсом.

    В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология.

    Чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты, в свою очередь, налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевило и позволяло получать очень сложные узоры.

    Для тканей с раппортным узором штампы подгоняли друг другу.

    После резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство. Замысловатые и стилизованные изделия в технике батика сильно повлияли на стиль модерн.

    Техника горячего батика.

    Горячий батик — одна из разновидностей батика. Узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ. Окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.

    Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну.

    В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от растекающейся краски.

    Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов.

    Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных.

    • Резервирующие составы для горячего батика:
    • Рецепт № 1
    • Парафин 660 г
    • Вазелин технический 340 г
    • Рецепт № 2
    • Парафин 500 г
    • Вазелин технический 250 г
    • Воск пчелиный 250 г
    • Рецепт № 3
    • Петролатум 210 г
    • Парафин 790 г
    • В горячем батике различают следующие основные способы работы:

    1. Простой батик (в одно перекрытие).

    2. Сложный батик (в два и более перекрытий).

    3. Работу от пятна.

    4. Эффект кракле.

    Простой батик.

    Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.

    Ножи и каталки предварительно обтягивают тонким трикотажем, надежно закрепляют на них.

    Перед работой они (так же как и воронки) опускаются на несколько минут в разогревающийся резервирующий состав (до полного прогревания металла).

    Как только инструмент остынет, его снова нужно таким же образом разогреть, иначе резервирующий состав может застыть еще на инструменте и не будет пропитывать ткань.

    Когда резервирующий состав, нанесенный на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской при помощи ватного или губчатого тампона поверх нанесенного рисунка (в отличие от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента заливается отдельно). После удаления резервирующего состава на ткани образуется светлый узор на более темном фоне.

    Роспись горячим батиком в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цветов в отдельные ограниченные резервом элементы орнамента.

    Такая заливка производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой краской; после высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим составом и только потом производят перекрытие фона и каймы.

    В данном случае одноцветный рисунок, который обычно получается при способе росписи простым батиком, дополняется другими цветами.

    Сложный батик.

    Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани.

    Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному.

    Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.

    Роспись от пятна.

    Роспись от пятна — самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов.

    По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз.

    Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка.

    Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков. При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал.

    После того как работа полностью закончена, ткань снимают с рамы, растягивают по диагонали, с тем чтобы резервирующий состав растрескался и осыпался с ткани. Для дополнительного удаления резерва ткань можно помять и сильно встряхнуть.

    После этого нужно на стол уложить два-три слоя газет, сверху положить лист оберточной бумаги, затем разрисованную ткань, поверх нее снова положить оберточную бумагу, газеты и прогладить горячим утюгом. Под утюгом резервирующий состав расплавится и впитается в бумагу.

    Проглаживание следует повторить два-три раза, каждый раз меняя бумагу. Окончательное удаление жировых пятен, оставшихся после проглаживания, производится путем промывки в бензине (можно протереть изделие, вновь натянутое на раму, ватным тампоном, смоченным бензином).

    Эффект кракле.

    Кроме описанных выше способов оформления ткани с применением горячего резервирующего состава, существует очень эффектный прием отделки законченного рисунка. Это так называемый эффект кракле.

    После того как нанесен основной рисунок (но не более чем в два перекрытия), ткань, натянутая на раму, при помощи широкой кисти—флейтца—сплошь покрывается разогретым резервирующим составом.

    Когда он застынет, ткань снимают с рамы, осторожно сминают и встряхивают, чтобы на слое резерва появились частые трещины, затем ткань снова натягивают на раму и губчатым или ватным тампоном перекрывают более темной краской.

    Краска, проникая в трещины, оставляет на ткани тонкую темную сетку, сквозь которую просвечивает ранее нанесенный рисунок. Снятие резервирующего состава производится ранее описанным способом.

    1. Технологическая карта выполнения росписи в технике горячего батика «Ромашковый букет».
    2. Роспись ткани в технике горячего батика в несколько перекрытий в сочетании с работой «от пятна».
    3. Материалы и принадлежности:
    • Любая светлая хб ткань,
    • красители «Хобби батик»,
    • кисти беличьи № 3-5,
    • палитра,
    • емкость для воды,
    • подрамник,
    • никелированные кнопки,
    • парафиновая свеча,
    • вазелин,
    • небольшая стеклянная банка,
    • кастрюля,
    • кисть щетина №3-5,
    • утюг, пачка газет.

    1. Натягиваем ткань на подрамник с помощью никелированных кнопок.

    2. Продумываем эскиз композиции букета и прорисовываем его на бумаге соответствующего формата.

    ******В горячем батике лучше не переносить карандашом рисунок на ткань: так линии в конечном итоге будут выглядеть живее и динамичнее, а карандашная линия не будет мешать.

    3. Ломаем свечу на небольшие кусочки и поместите в банку. Добавляем вазелин в пропорции 51. Поместив банку в кастрюлю с кипящей водой, топим парафин.

    4. Щетинной кистью наносим расплавленный парафин на те места рисунка, которые должны остаться белыми.

    ******В этом состоит суть горячего батика – воском резервируются те места ткани, на которые по замыслу не должен попасть краситель.

    В нашей работе это будут лепестки ромашек. Их нужно рисовать так, чтобы лепестки не сливались друг с другом, т.е. избегать излишнего затекания воска. Также можно немного «похулиганить» и добавить немного белых брызг в букет. Рис.1.

    5. Покрываем фон раствором красителей желтого и оранжевого оттенка. ******Красители не используют в неразведенном виде, т.к. они очень яркие, и поэтому их разбавляют водой до нужного оттенка цвета.

    Серединки цветков прокрасьте светло-желтым оттенком, а боковые участки букета — оранжевым. Дайте ткани просохнуть. Рис.1.

    6. Теперь снова применяем растопленный воск: покрываем им серединки ромашек, делаем набрызг воском на боковые участки букета, формируя красивую контурную линию.

    ******Этот этап может дать впоследствии не совсем предсказуемый результат, но тем интереснее и живее будет выглядеть работа. Рис.2.

    7. Снова прокрашиваем ткань, теперь уже красителем чуть более темного зеленовато-голубого оттенка. Рис.3 и 4. Даем работе просохнуть.

    8. Рисуем растопленным воском листья и стебли нашим ромашкам. Стараемся работать плавными тонкими линиями. Рис.5.

    9. Заключительный этап прокрашивания ткани: используем темный синевато-зеленый цвет, чтобы выделить более светлые участки панно – цветы и листья. Просушиваем ткань. Рис. 6.

    10. Покрываем всю ткань расплавленным воском.

    11. Снимаем ткань с подрамника и отглаживаем ее через газеты, так, чтобы весь воск в них впитался. Рис. 7.

    • ******Остатки воска с ткани можно удалить, протерев ее лоскутом, смоченным в бензине.
    • Теперь работу можно оформить в рамку подходящего цвета.
    • Список использованной литературы:
    1. Материалы википедии:ru.wikipedia.org/wiki/Горячий_батик.
    2. Материалы с сайта: festival.1september.ru/articles/591112/.Батик. Практическое руководство по росписи ткани. Фатерина Н.В.
    3. Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани./Ярославль: Академия холдинг, 20006 г.
    4. Синеглазова М.О. Батик./ Москва: МСП, 2004 г.
    5. Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство./ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.

    Рис. 1. Рис. 2. Рис. 3. Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6. Рис. 7.

    Горячий батик: техника выполнения, краски, инструменты. Роспись по ткани :

    Горячий батик – способ расписывать ткань, создавая великолепные яркие мазки. Визуально результат напоминает живопись маслом. Иногда посредством такой технологии создают эффект кракле. В наши дни эта техника прикладного изобразительного искусства считается сложным, требующим высоких навыков занятием. Лучшие образцы, выполненные в таком стиле, стоят более чем серьезных денег.

    Почему горячий?

    Батик по этой технологии предполагает использование специальных составов.

    В частности, если некоторый элемент обрабатываемой поверхности необходимо сохранить без окрашивания, на него сперва наносят разогретый состав для резервации ткани.

    Наиболее удачно подходят в качестве защиты парафин, воск, изготовленный на сое. Этот продукт безопасен для окружающей среды и человека, не выделяет во время работы вредных соединений.

    Чтобы обработать материал резервирующим веществом, необходимо использовать специальные инструменты для горячего батика. Это штампы, кисточки, губки. В последнее время широкое распространение получили аэрографы.

    Иногда для достижения оптимального эффекта стоит применять воронки. Чтобы нарисовать идеально ровные, очень тонкие линии, нужно иметь в своем распоряжении придуманный специально для этого чантинг.

    Это такое специфическое приспособление из металла, оснащенное тонким носиком и резервуаром для расходного материала.

    Возможностей много

    Есть несколько техник выполнения горячего батика. Наиболее популярные варианты – перекрытия, пятна. Расходный материал (преимущественно) – анилиновый красящий состав.

    Перекрытия

    По такой технологии роспись по ткани может быть как в один слой, так и в несколько перекрытий. Сперва наносят краску, затем выбирают небольшие области, заливаемые защищающим ткань составом.

    Как только ткань полностью просохнет, можно наносить следующий слой защиты. Элементы, не обработанные специфическим материалом, окрашивают подходящими красками. Каждый новый слой перекрытия делают немного темнее предыдущего.

    Как правило, количество таких циклов не более пяти.

    Пятна

    Эта технологии росписи по ткани предполагает сперва создание пятен разными задуманными цветами. Уже внутри этих элементов наносится состав для резервирования ткани в соответствии с задуманным рисунком.

    Завершив покрытие таким методом и дождавшись его высыхания, можно приступать к нанесению следующего окрашивающего слоя.

    Самый последний этап – максимально темный оттенок, маскирующий расплывшиеся границы разнообразных пятен на ткани.

    Дополнительный декор

    Даже в исполнении начинающих горячий батик может иметь сложный, эстетичный результат. Для этого стоит попробовать свои силы в дополнительных декоративных методиках. Самая распространенная и популярная – кракелюр.

    Этим термином принято обозначать эффект украшения, создаваемый прожилками, словно бы трещинками по ткани. Он генерируется искусственно при соблюдении специальной методологии.

    Готовый продукт будет иметь своеобразный состаренный вид, оригинальный дух старины.

    Еще один популярный метод декорирования в технике горячего батика – воском. Для этого на ткань разбрызгивают разогретый состав, используя специальную кисточку, затем дают материалу достаточно времени для полного высыхания. Следующий шаг – покрытие полотна красящим составом. В результате узоры на материи будут напоминать снежные.

    Что дальше?

    Когда анилиновые краски для горячего батика нанесены и полностью высохли, необходимо обработать завершенное изделие с помощью разогретого утюга.

    Он расплавляет резервирующий состав и помогает начисто удалить его с материи. После этого можно приступать к закреплению рисунка.

    Использование надежных материалов и соблюдение технологии помогает создать уникальное изделие, не линяющее при стирке.

    Для закрепления следует применять специальную камеру для горячего батика. Внутри создается влажная атмосфера, наполненная раскаленным паром. По завершении запаривания краска плотно крепится на шелке, а оттенки приобретают насыщенность. После этого этапа работа будет иметь эстетичный завершенный вид.

    Альтернативный вариант

    Кроме горячего, батик бывает холодным. Это технология, в которой создаются резервные линии – именно за их счет краски не растекаются по натуральному тонкому материалу.

    Техника холодного рисования оптимальна, если предполагается наличие замкнутых контуров, окрашенных либо прозрачных. Готовое изображение, выполненное в такой методике, графично, эстетично и необычно.

    Наиболее интересных результатов можно добиться, если совместить обе описанные технологии. Предметы, получаемые в итоге, неповторимы, хотя создание их довольно сложно.

    Применение обширно

    Горячий батик хорошо подходит не только для изготовления одежды и аксессуаров, но может применяться для производства разнообразных декоративных изделий, картин, панно, подушек, украшающих жилище человека.

    Из одежды чаще всего по такой методике отделывают платья и сарафаны, блузки и шарфы, палантины и парео, галстуки.

    Так как батик – технология, требующая использования натурального шелка, то она подходит для декорирования предназначенных на летний сезон предметов гардероба.

    Резерв: особенности

    Роль защитного состава чаще всего играет парафин. Он стоит достаточно недорого, удобен и прост в работе, не требует специальных условий и навыков, безопасен для человека. В некоторых случаях повышения качества резервирующего состава добиваются введением в него воска, вазелина.

    Можно в равной степени успешно применять и произведенный в промышленных условиях искусственный воск, и натуральный, добытый из улья. Традиционно считается, что лучше использовать натуральный продукт. Правда, стоит он подороже, нежели искусственный.

    Технические моменты

    Для приготовления резервирующего состава необходимо смешать воск с двумя другими компонентами. Соотношения в каждом конкретном случае мастер подбирает сам, ориентируясь на используемый материал, собственные привычки, рисунок и его специфику. Чтобы резерв был максимально пластичным, необходимо добавить больше воска, в противном случае сокращают его концентрацию в общей массе.

    Приготовление резерва предполагает аккуратное измельчение всех расходных материалов. Подготовленные продукты помещают в металлическую емкость и расплавляют на конфорке на слабом или среднем огне. Важно соблюдать правила пожарной безопасности – воск, парафин легко воспламеняются, поэтому работать с ними нужно с особенной аккуратностью.

    Как научиться

    В прежние времена горячий батик был достоянием немногих умельцев, готовых передавать свои навыки только выбранным в ученики. В наши дни все стало гораздо проще: существует немало видеоматериалов, подробно разъясняющих, как именно нужно рисовать по ткани. Есть мастер-классы для всех технологий и техник, можно без труда разобраться с особенностями декорирования.

    Необходимо понимать, что только лишь доступ к обучающим видео не даст полного представления о том, как создается горячий батик. Необходимо пытаться самостоятельно. И первый блин наверняка получится комом.

    Как говорят мастера, не только первый, но и десятый может быть все еще неудачным, к этому нужно быть готовым. Технология требует кропотливости, аккуратности, точности, внимательности.

    Она дается далеко не каждому человеку, но, обладая упорством и талантом, рано или поздно удастся освоить ее в совершенстве.

    Чем красить

    В специализированных магазинах в продаже представлено довольно большое разнообразие специальных красителей для горячего батика. Преимущественно товары иностранного производства, стоят они достаточно дорого.

    Более дешевый вариант – это относительно старые составы, в том числе изготовленные в нашей стране. Они заметно доступнее, но не столь ярки по оттенкам, да и сама цветовая карта существенно уже. Такие расходные материалы подходят для начинающих, еще только обучающихся таинству горячего батика.

    Также можно использовать чернила, тушь, специально созданные для этой технологии росписи шелка.

    На чем рисовать

    Самый лучший расходный материал – натуральный белый шелк. Стоит он откровенно недешево, поэтому возможность работать с ним есть не у каждого. Выбирая вариант подешевле, нужно помнить, что больше подходят однотонные материи. Можно остановиться на натуральном хлопке. Для первых экспериментов подойдут синтетические ткани, искусственный шелк.

    Прежде чем начинать создание картины, материал следует тщательно обработать. Этот процесс называется декатированием, в результате чего удаляются использованные на промышленности пропитки. Когда ткань полностью очищена, ее натягивают на рамку и приступают к созданию картины.

    Рамки

    В настоящее время используется большое разнообразие рамок. Наиболее простые экземпляры выполнены из четырех совмещенных дощечек, к которым материал крепят простыми кнопками. Для профессионалов придуманы раздвижные столы, где предусмотрены крючки, позволяющие натягивать ткань без повреждения структуры.

    Чтобы уберечь рамку от окрашивания, можно защитить ее простым скотчем.

    Горячий батик

    История возникновения горячего батика

    Считается, что впервые этот метод декорирования ткани изобрели еще в тринадцатом столетии. Правда, информация пока не имеет безусловно точного подтверждения, поэтому немало есть на этот счет споров.

    Горячий батик

    Например, в древних гробницах, сохранившихся с периода расцвета египетской культуры, были найдены образцы материй, оформленных в очень близком по своей сути стиле.

    Есть информация об окрашивании тканей и в трудах, дошедших до наших дней с первого столетия нашей эры – об этом упоминает Плиний Старший. Он писал о технологии, широко распространенной в ту эпоху в Египте.

    Что любопытно, первые официальные упоминания о методе окрашивания натуральных тканей исключительно похожи на описание технологий, практикуемых мастерами в наши дни. Сперва на полотно наносили специальный защитный состав, затем опускали будущее изделие в чан с цветным кипятком, вынимали и просушивали.

    Восковой состав для горячего батика

    Как известно, в технике горячего батика в идеале используется воск. В более экономном варианте — воск вперемешку со стеарином). Отдельно один стеарин или парафин из свечки использовать не рекомендуется, технология будет нарушена, изделие вряд ли получится.

    • Поэтому сегодня напишу, как подобрать удачную пропорцию такой смеси и об особенностях работы с ним непосредственно на ткани.
    • Итак, все мы в курсе, что горячий батик невозможен без резервирующего состава.

    Чем можно заменить воск: http://irenabatik.ru/poleznye-sovety/chem-zamenit-vosk-v-goryachem-batike.html

    Первое. Воск можно купить отдельно, а можно сплавить в кастрюльке на медленном огне тоненькие церковные свечки.

    Волшебный лес. Горячий батик.

    1. Второй вариант смеси для работы — воск 50% + 50% стеарина (парафина).
    2. Третий вариант более сложный, но именно он считается близким к идеалу:
    • парафин (стеарин) — 4 части
    • воск — 1 часть
    • сосновая смола — 6 частей
    • даммаровая смола — 0, 25 части
    • жир — 0, 25 части

    Четвертый вариант подходит для росписи огромных площадей:

    • парафин — 0, 5 части
    • сосновая смола — 1 часть
    • пчелиный воск — 2 части
    • жир — 0,1 части
    • даммаровая смола — 0,5 части

    Пятый вариант смеси идеально подходит для техники кракле:

    • парафин — 5 частей
    • сосновая смола — 5 частей
    • даммаровая смола — 1 часть
    • жир — 0,2 части

    Как видите, рецептура различается в том или ином случае.

    Покрывать изделие (панно, платок и т.д.) необходимо кистью из жесткой щетины или при помощи чантинга (медной леечки).

    Помните: восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не матовым и белым!

    Если говорить кратко, то этапы работы — это постепенное нанесение воскового резерва шаг за шагом на те места, которые должны оставаться на материи белыми или слабо окрашенными. Между этими шагами идет нанесение сильно разбавленного красителя. Потом работа должна высохнуть.

    Вся технология состоит из круга: резервирование — крашение — сушка.

    Удаляется резерв с ткани с помощью утюга и газет. Предварительно убрать воск руками механически.

    Что такое батик? Техника. Мастер-классы

    Искусство нанесения узоров на разные ткани пришло к нам из древней Индонезии и Индии. В этих солнечных странах женщины расписывали одежду хной и другими природными красителями, придавая обыденным вещам праздничный вид. Сегодня батик – мастерство росписи тканных материалов, популярен во всех странах мира как утонченное и сложное ремесло, а изделия в технике батик — всегда великолепный подарок на любой случай. Давайте сегодня о батике.

    Расписывать можно любые ткани – шерсть и шёлк, атлас, хлопок и даже синтетику. Получается оригинальный и эксклюзивный материал, стоимость которого увеличивается в разы.

    Батик: необходимые инструменты

    Для батика потребуется специальная рама, а также набор следующих предметов:

    • Краски. Выбор красящих веществ очень широк. Можно использовать акриловые, анилиновые, масляные или красители на водной основе;
    • Контуры, придающие различные эффекты, от блеска и перламутра, до специального предания объема;
    • Ткань;
    • Тонкая бумага для предварительного эскиза;
    • Стеклянная трубочка, для нанесения рисунка на ткань;
    • Чантинг, инструмент для нанесения жидкого воска на материал. Вместо него часто используют специальные резервы для холодного батика или обычные щеточки;
    • Кнопки с тремя зубцами. Они меньше обычных повреждают ткань при закреплении на раме;
    • Резервирующий состав;
    • Для узелкового батика – леска или тонкие, прочные нити;
    • Разные полезные мелочи – дистиллированная вода, спирт, карандаши и фломастеры и т.д.

    Что такое батик? Суть техники

    Для нанесения рисунка, ткань необходимо растянуть на специальной раме, или, если изображение небольшое, можно использовать пяльцы для вышивки. Эскиз предварительно наносится на бумагу в том же масштабе, далее прикрепляется к ткани и обводится карандашом.

    Далее контуры обводятся резервирующим составом, его можно приобрести в специализированном магазине, или изготовить самостоятельно. Для разных техник используются различные составы. После того как резерв засыхает, его проверяют на «непромокаемость» при помощи влажной кисти. Если нигде нет «протечек» — приступают к окрашиванию.

    Когда рисунок нанесен, его бережно снимают с рамы и закрепляют батик – запеканием, запариванием или проглаживанием.

    Как создается батик? Какие существуют техники батика?

    Существуют разные типы создания батика, каждый из них предназначен для получения определенного результата.

    Холодный батик

    Холодный батик – тип росписи, популярный в европейских странах. Применяется при украшении шёлковой ткани, однако используется и для иных материалов. В этой технике принято пользоваться анилиновыми красками.

    Резервом для этого искусства служит смесь на основе резинового клея или бензина. Холодный резерв выполняется с помощью стеклянных трубочек или тюбиков с готовым составом. Это мастерство требует навыка и аккуратности, так как создается однослойно. Нужно обратить внимание, что резерв источает неприятные, и даже вредные ароматы, поэтому работать важно там, где есть хорошая вентиляция.

    Готовый рисунок можно запекать в духовке при с150 градусах порядка двадцати минут. Также используется запаривание на водяной бане и проглаживание изделия утюгом. Эта техника подходит для свободных и легких узоров, для новичков она проще и понятнее, чем горячий батик.

    Горячий батик

    Горячий батик – роспись, позволяющая создавать многослойные рисунки. На контур и на отдельные участки ткани внутри будущего изображения с помощью чантинга или кистей наносится нагретый воск. После окраски его удаляют с помощью бензина.

    Горячий батик часто используется для создания узоров на хлопчатобумажных тканях, он позволяет работать с натуральными, а значит, безвредными компонентами. Сначала ткань замачивается в содовом растворе, затем высохшее изделие натягивают на раму и после высыхания покрывают красками. Цвета идут от темного к светлому.

    Узелковый батик

    Узелковый батик подходит только для натуральных тканей, так как анилиновые краски, используемые в этой техники, неспособны качественно прокрашивать синтетику.

    Ткань резервируется с помощью перевязывания нитями или перекручивания — это отделяет область покраски от той, что остается без цвета. В зависимости от типа завязывания получаются разные узоры.

    Такой батик подвластен даже детям, в нем нет ничего вредного или сложного, а на выходе получаются оригинальные и сложные узоры.

    Другие виды росписи ткани

    В искусстве окрашивания ткани используются и другие техники – штампы и набойка узоров, трафареты, роспись вручную. Некоторые подходят для людей, далеких от рисования, так, роспись при помощи штампов предполагает нанесение на ткань готового узора с заранее заготовленной поверхности, а трафареты, соответственно, позволяют обвести заготовку по контуру и заполнить ее цветом.

    Где научиться батику в интернете?

    В нашей рубрике «Батик. Крашение и роспись ткани» вы найдете много полезной информации по этому виду творчества, включая мастер-классы и полезные советы для начинающих и для профессионалов.

    Другие полезные ресурсы интернета по батику:

    • Подфорум “Батик и живопись” в клубе «Осинка.ру»
    • Обучающий раздел “Батик” на сайте «СтранаМастеров.ру»
    • Рубрика «Батик: мастер-классы» в журнале «Ярмарки Мастеров»
    • Видео мастер-классы на Youtube: видео-уроки по батику
    • Книги и материалы для батика в интернет-магазине «Озон»

    Наша коллекция пинов на тему «батик»

    Каким бы ни был выбор инструментов, материалов и техник, главное запастись терпением и выполнять работу точно и аккуратно. Тогда на выходе появится роскошная и эксклюзивная вещь, которая послужит отличным подарком близким и любимым людям!