Мастер-класс Ботанический рисунок эустомы в технике многослойной акварели

Ботанический рисунок эустомы в технике многослойной акварели

Друзья! Спасибо за ваши вопросы, поддержку и благожелательные отзывы о моем первом мастер-классе, они вдохновили меня на создание второго мастер-класса. Он посвящен самой моей любимой теме — теме цветов.

За окном осень, моросит дождь,солнышко редко радует своими лучами,травы и цветы уже оцвели, но мы можем пережить осень и зиму, каждую неделю , рисуя цветы, спелые фрукты и даже, аппетитные овощи акварелью и таким образом продлевать счастливые мгновения лета.

Когда мы вовлечены в процесс творчества, мы погружаемся в удивительный мир растений и цветов, который нас заставляет забыть о повседневных заботах и плохой погоде!

Недаром, занятие ботанической живописью стало так популярно в Европе и Америке,это хобби — одно из самых модных и популярных среди садоводов Англии, а также любителей природы по всему миру.

Рисовать мы будем веточку эустомы ( или лизиантуса), которую я достала из сложного букета, подаренного моей дочери.Вы можете взять другие цветы с таким строением( лепестки должны быть довольно крупными, колокольчатой или чашковидной формы))

( фото: Новикова Юлия)

Нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

бумага для акварели( я пользовалась бумагой ручного литья, очень фактурной, плотностью 600 г),краски акварельные «Белые ночи», кисти белка или колонок разных размеров (№ 1, 3,8), вода, салфетка, карандаш, ластик, бумага простая для пробы цвета, палитра( белое фарфоровое блюдце или тарелочка)., белила.

Техника сухая кисть — акварель для начинающих, мастер класс по рисованию.

Первый шаг — необходимо сделать тщательный карандашный рисунок.

убираем лишние карандашные штрихи и линии. Вы можете расположить цветы в ту композицию, которую вам кажется наиболее гармонична. В данном примере я самый нижний цветок расположила на рисунке ближе к центральному.

Второй шаг — начинаем работать с красками.Как я уже говорила основной принцип многослойной акварели — от светлого к темному. Мы начинаем рисовать самые светлые — это тычинки цветов .Я использовала желтую и оранжевые краски.

После того как они просохнут переходим к написанию серединок цветов и самих лепестков. Следующий этап самый ответственный — это создание нескольких цветов,которые бы были максимально похожи на наш цветок.

Затем ,начинаем рисовать лепесток за лепестком.

Каждому слою даем просохнуть.

Постепенно, слой за слоем у нас получится объемный, реалистичный цветок.

Главное — мы смотрим и изучаем форму, цвет у нашего «живого натурщика», т.е. цветка

и сравниваем со своей работой, очень полезно отойти на время от своей работы, минут на 5-10, затем вернуться к ней и посмотреть «свежим» взглядом. Поверьте — это очень действенный способ заметить недостатки, если они имеются, в своей живописной работе.

Итак, слой за слоем, мы рисуем цветок.

Можем перейти к написанию следующих цветов ,бутонов, стеблей и листьев.

По такому же принципу, как описано выше , рисуем все цветы и полураспустившиеся бутоны

У нас получился прекрасная картина в тиле ботанической живописи, которая станет прекрасным украшением вашего интерьера или подарком.

Справка:Эустома ( или Лизиантус) — это красивоцветущее многолетний кустарник, который относится к семейству Горечавковые. Родина — засушливые области юга США и северной части Мексики.

Цветы довольно крупные, колокольчатой или чашковидной формы.Бывают немахровые и махровые виды различной окраски: голубой, синей, розовой, красной, перпурной, розовато-лиловой, сиреневой, белой, светло-желтой, абрикосовой.

Мастер-класс по рисованию акварелью

Мастер-класс от Алёны Овчинниковой : Архитектурный скетч

На данном мастер-классе: поговорим о видах линейной перспективы и потренируемся,
разберём основы воздушной перспективы, научимся строить архитектуру с учётом
перспективного искажения, разберём основы композиции, нарисуем яркий скетч,
научимся отбрасывать лишнее и оживлять монотонные заливки.

Что понадобится?

— планшет или картон для закрепления бумаги

Мастер-класс от Анастасии Мамошиной : Все дороги ведут в Рим

Рассмотрим типичную городскую сцену, подберем палитру и нарисуем стильный акварельный скетч.
Урок, как обычно у Насти Юкки, будет посвящён фактурам, авторскому взгляду на палитру и
многочисленным приёмам, полезным во время пленэрных городских зарисовок.

Что понадобится?

Цветы акварелью в технике по сырому с Ириной Сарт

— Акварельная фактурная бумага формата А4

Осенний пейзаж с Ольгой Котовой

Давайте представим, что мы отправились на пленэр где-то в Европе, в Германии или Австрии. Солнечный день, осенние деревья, но все еще зеленая травка, загадочная часовня в горах. На этом МК Ольга Котова расскажет и покажет как быстро и просто нарисовать солнечный осенний пейзаж, задействовав в одной работе окружающую природу и несложную храмовую архитектуру.

На МК вы узнаете:
✔️ Как работать с фото референсом, не копирую его
✔️ Как определиться с композицией в пейзаже и выделить главные объекты
✔️ Как показать воздушную перспективу
✔️ Как работая по сухому делать плавные и интересные цветовые переходы
✔️ Как писать несложную архитектуру, небо, горы и деревья
✔️ Как показать теневые контрасты и передать объёмы объектов

Ботанический рисунок — наука и искусство

«Растения, чей облик ботанику захочется иметь запечатленным, должно принести свежесобранными художнику, и чем скорее, тем лучше, дабы они не успели высохнуть, с тем чтобы художник был в состоянии изобразить их с цветками, корнем, семенами и т.д., как бы живыми. При этой работе художников должно призывать, чтобы они обдумали, как длину и ширину каждого побега обозначить»

(Из инструкции рисовальщикам Великой Северной экспедиции И. Гмелина 1733-1734 гг.).

27 февраля 2022 г. в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в залах сменных экспозиций состоялось торжественное открытие выставки «Ботанический рисунок. Наука и искусство». Прекрасный весенний подарок ценителям этого редкого вида искусства, заключающегося в детальном, ботанически точном изображении растений.

К теме пышных букетов и нежных хрупких цветов художники обращались издавна. Древнейшая рукопись отца ботаники и фармакологии Диоскорида «О лекарственных веществах», датированная началом VI века, содержит 435 изображений растений и животных, выполненных на пергаменте. Как и садоводство в целом, ботанический рисунок начинался именно с лекарственных трав. Он делал важные для человека растения узнаваемыми в те времена, когда еще отсутствовала систематика растений и их подробные словесные описания. Важна была каждая деталь – от «вершка до корешка». Со Средних веков преуспевали в этом деле швейцарские, немецкие, голландские художники.

Позднее, с появлением ботанической номенклатуры и совершенствованием типографского дела (XVIII в.), насущная потребность в ботанических изображениях растений, казалось бы, отпала. Но именно в этот период появилась престижная профессия ботанического иллюстратора. Изображения растений создавались художниками в кропотливых техниках акварели и гравюры, они украшали фундаментальные ботанические труды, составлявшие порой престиж целых государств.

В России интерес к ботаническому рисунку появился во времена правления Анны Иоановны, но его расцвет связан с эпохой Екатерины Великой – всесторонне просвещенной государыни.

История не сохранила имя художника, работавшего в экспедиции первого исследователя Сибири Д.Г. Мессершмидта (1685-1735), оставившего ряд подлинных шедевров — ботанических изображений орхидей. Академик-ботаник И.Х. Буксбаум (1693-1730), исследователь юго-восточной Европы, Малой Азии и Кавказа, работал исключительно акварелью по карандашному контуру, изображая не только травянистые растения, но и мхи. Его рисунки были широко известны и иногда использовались самим Карлом Линнеем. Иоганн Амман (1707-1741) стал автором изображений и описаний редких дикорастущих растений России, он уделял большое внимание семенам. И.Г. Гмелин потряс научный мир Европы изданным после 10-летнего сибирского путешествия обширным иллюстрированным ботаническим трудом «Flora Sibirica» (1747-1769). Наконец, «Flora Rossica» разностроннего ученого П.С. Палласа (1784-1789), с работами лучших граверов того времени, раскрашенными вручную, была издана на средства самой Екатерины Великой.

«Екатерининых щедрот при нежной влаге,
Древа и зелия родятся на бумаге. «

Роскошное издание «Алтайской флоры» К.Ф. Ледебура (1829-1834), изобиловавшее вновь открытыми видами растений, было последним в этой череде блестяще иллюстрированных ботанических трудов.

С конца XVIII — начала XIX веков, одновременно с совершенствованием техники гравюры, когда уже не нужно было раскрашивать изображения вручную, ботанический рисунок проник со страниц научных книг в массовую, пусть и довольно дорогую, литературу.

Сейчас художественные портреты цветов, казалось бы, может полностью вытеснить доступная всем фотография. Однако этого не происходит — наоборот, ботанический рисунок приобретает еще большую ценность как не подвластное времени элитарное искусство. Мгновенный снимок не способен заменить теплоту ручного труда, знания ботаника и скрупулезный талант художника.

Выставка ботанического рисунка, открывшаяся в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, показывает, что в наше время художники работают в самых различных техниках, используя широкую палитру выразительных средств. А стремление к многообразию изобразительных жанров растет и не иссякает. Желая расцвета искусства и привлечения интереса к миру растений, Сергей Николаевич Андрияка торжественно открыл выставку и представил свои живописные произведения «Розы» и «Букет» с ирисами.

На этой выставке впервые выставлены десятки работ, выполненные в жанре ботанического рисунка художницей Софьей Матвеевой (1904-1986). Весь ее жизненный путь освящен любовью к искусству. Уже в студенческие годы, после поступления в Высший художественно-технический институт, она совершенствовала свой талант, обучаясь живописи и рисунку у известных художников — П.В. Кузнецова, С.В. Герасимова, Н.М. Чернышева. Позже работала над оформлением интерьеров и фасадов городских зданий, павильонов ВДНХ (тогда ВСХВ) совместно с немецким архитектором и художником Эрихом Борхетом. Их семейный и творческий союз продолжался до 1942 г., когда главу семьи постигла тяжелая и несправедливая участь — трагически погибнуть в застенках КАРЛАГа и быть реабилитированным только в 1962 г. О судьбе родителей и дальнейшем пути С. Матвеевой мы узнали от ее дочери – Эрики Эриховны, приехавшей на открытие выставки.

В тяжелые военные годы Софья Матвеева продолжала трудиться в Москве, оформляла предметы декоративно-прикладного творчества, разрисовывала шкатулки и копировала картины великих живописцев: Левитана, Шишкина, Нестерова. Ботаническим рисунком она занялась вплотную, когда поступила на работу в Главный ботанический сад АН СССР. За 25 лет работы, с первых лет после открытия сада (с 1946 г.), Софья Матвеева создала более 3 тыс. рисунков – это диковинные фиалки, тюльпаны, лилии, ирисы и орхидеи, привезенные из дальних экспедиций по России и зарубежью. Жизнь неукоснительно диктует нам свои условия, сегодня уже нет в открытом грунте ботанического сада многих экзотических растений, растущих далеко в природе, куда и сегодня не так легко добраться, но их изображения сохранились, и их можно увидеть на выставке. В ГБС РАН старались увековечить память о нашей сотруднице, работавшей в отделе флоры, и поместили ее ботанические рисунки в качестве иллюстраций в научные издания.

Частым гостем в Главном ботаническом саду им. Н.В. Цицина РАН является наша современница и талантливая художница Ольга Макрушенко. С ранней весны до глубокой осени она высматривает объекты для своего творчества. Для выставки она отобрала плоды садовых растений, внешний вид которых настолько натурален, что непременно возбуждает аппетит. Ее работы выполнены в уникальной для ботанического рисунка технике аэрографии. Эти рисунки, появившиеся на свет с помощью аэрографа, распыляющего тончайшую струю краски на бумагу, заслужили международное признание и хранятся в музеях Англии, Японии и Америки.

Графические работы Дарьи Фомичевой также по достоинству оценены в России и американском обществе ботанического рисунка.

Художник-флорист Павел Пугачев, проиллюстрировавший «Красную Книгу Волгоградской области» и «Флору Нижней Волги», в день открытия выставки дал мастер-класс, демонстрируя у мольберта все приемы, необходимые для точного и изысканного воспроизведения красивейшего представителя флоры – орхидеи.

Художник-акварелист Александром Вяземский предложил к обзору коллекцию грибов – белые, подосиновики, мухоморы.

Помимо ботанического рисунка, на выставке представлены и другие изобразительные жанры, традиционные для изображения цветов, растений, пейзажей.

Мастер-класс по акварели «Цветы» | Школа акварели Сергея Андрияки

Можно долго восхищаться неповторимой прелестью старинных открыток с цветами и ягодами, изображенными немецкой художницей Катариной Кляйн (1861-1929), и изумительные работы художницы Серебряного века Любови Эндауровой (1853-1938), привезенные на выставку из г. Кирова.

Завораживает необыкновенное мастерство художницы Ольги Ионайтис, чудесно оформившей книгу английской писательницы Фрэнсис Бёрнетт «Таинственный сад», которая наверняка еще больше привлечет внимание юных читателей. Сказочно-пышная растительность окружает героев этого произведения.

Современный интерьер преобразится с букетами и охапками разноцветных пионов Любови Лесохиной.

Бумага и фарфор преображаются до неузнаваемости, когда к ним прикасается рука Екатерины Лукьяновой.

Техники в акварели

Как произведения искусства смотрятся тарелки, оформленные по растительным эскизам Дмитрия Астафьева.

Нарядное восточное искусство нашло свое отображение в картине с древовидными пионами, выполненной Алисой Лозайкой в традиционном стиле китайской живописи.

Вторая жизнь начинается у засушенных цветов, веточек деревьев и кустарников, художественно оформленных Людмилой Солод. Ее экспонаты — вейгелы, ивы, клены и березы незаменимы для учебно-просветительских целей.

Выставка будет работать до 10 мая 2022 г. и еще есть время, чтобы окунуться в мир творчества и насладиться красотой природной флоры, которая будет интересна не только взрослым, но и детям.

Фото: Алиса Гальченко, Рита Бриллиантова

Экспресс-урок по ботанической акварели «Пион» | Как нарисовать цветок пион поэтапно