Мастер-класс Валяем палантин Брачный танец витражных рыб

Валяем палантин «Брачный танец витражных рыб»

Весна наступила и хочется легкого чего-то и необычного. Предлагаю сходить на шерстяную рыбалку! И наудить себе шикарнейший яркий весенний аксессуар.

FELTING & ВАЛЯНИЕ: Материалы для валяния экомеха. Мини мастер — класс » Палантин»

В этом мастер классе я хочу показать как можно свалять шелковый нуновойлочный палантин с двусторонним сквозным рисунком. Для себя я называю эту технику- витраж. В витражах из цветных прозрачных кусочков складывают рисунок, соединяя их между собой перегородками. Так и здесь. Я сначала сделаю вискозные куски-рисунок, а потом соединю их шелком. При этом ещё поработаем и над интересной фактуркой. В результате получим полупрозрачный двусторонний палантин со сложной поверхностью.

Итак, кому это всё интересно- поехали!

Для изготовления нам понадобятся

:-шерсть мериносовая в гребенной ленте 30 гр ( 20 сине-голубой, 10 желой и красной

-вискоза в топсе 30 гр разноцветной

-шелк малбери в топсе 5-10 гр

-шелк натуральный, ткань, примерно 4-5 м2., разной плотности , сине-голубых тонов. Лучше ручного крашения с цветовыми переходами.

-немного пряжи шерстяной, ровницы.

Виброшлифовальная машина(ВМШ), воздушно-пузырьковая пленка 3м длиной (пупырка), тонкая пленка( 4 мусорных мешка на 120 л), жидкое крем-мыло , универсальная тряпка из микрофибры.60х60, большое полотенце.

Первый этап. Делаем заготовку для рисунка.

Расстилаем на весь стол воздушно-пузырьковую пленку. Под неё кладем посередине шаблон прямоугольный примерно 100х50 см из любого тонкого материала. Лишь бы было видно его сквозь верхнюю пленку.Я использую для этого икеевский коврик.темно-серый. По нему легко ровненько выкладывать края и раскладка хорошо видна на вшивость (пардон, проплешины!) На фото он хорошо просвечивает серым сквозь пупырку.

Берем вискозу. И раскладываем её в один слой . Раскладываю по-разному: и вдоль-поперек, и самочесом, и даже жгутиками. Разные способы раскладки дадут и разные эффекты на готовом полотне.

Выкладываем разными цветами блоками , чтоб рыбы получились яркими переливчатыми в весенней брачной окраске. (Нам потом на них ловить более крупных самцов! )

Затем берем светлый шелк малбери и тщательно закладываем все проплешинки в вискозной раскладке. Причем, волокна шелка кладем на проплешинку в перпендикулярном направлении к волокнам вискозы. Вот такая картинка после этого получается. Я думаю, что вискоза будет блестеть, а шелк сквозь неё давать серебристый эффект чешуи. А Вы думали, что я просто дыры наделала и теперь их затыкаю? В войлоке ничего не бывает просто, все потом вдруг откуда-то вылазит. Чтоб это не происходило , как снег нА голову, нужно много думать при раскладке.

А теперь берем шерсть . Желательно самую тонкую, какая есть. Ведь хочется получить тоненький прозрачный палантин. Шерсть в подобной работе в принципе выполняет роль склеивающего вещества. Её мы будем класть только туда, где надо чего-то к чему-то прикрепить.или закрепить складки, например. В данном случае у меня австралийский меринос 18 мкр.

И тоненькими прядочками в один слой, с шагом на 2/ 3 прядки ( то есть 13 накладывается на предыдущую) выкладываем всю поверхность. Я шерсть взяла двух цветов: красную и желтую.

Выкладывала пополам красной шерстью и желтой по цвету.

В результате имеем на заготовке 1 слой вискозы, 2-й слой( только по проплешинам) шелк малбери, 3-й слой шерсть.

Разводим крем-мыло в теплой воде. На 1 л миску я беру 2 ст. ложки мыла. На весь процесс валяния мне понадобилось 3 таких порции.

Мочу аккуратно раскладку, чтоб просто промочить. Здесь главное- водой не сдвинуть тоненькую раскладку шерсти, чтоб не было дырок впоследствии.Я пользуюсь пульверизатором. Причем, сначала прыскаю вверх над раскладкой, чтоб воздухом все не сдуть. А так водные капельки сами легко падают и схватывают волокна. Затем , уже не боясь, можно и леечкой побрызгать.

Когда раскладка мокрая, сразу хорошо видна её толщина. Практически прозрачная, пупырка светится насквозь! Напоминаю, здесь выложено и намочено 3 слоя

Теперь это все надо чуть подвалять. Накрываем тонкой пленкой . Я для этого пользуюсь разрезанным мусорным мешком на 120 л самым тонким и не черным! Сквозь черный ничего не видно. А нам нужен контроль на каждом этапе.

Накрываем пленкой. Аккуратно протаптываем всю поверхность ладошками, чтоб удалить воздушные пузыри и равномерно промочить раскладку.

Берем ВМШ и проходим вдоль-поперек по всей поверхности, считая до 10 на каждой точке и приподнимая-переставляя.

При этом ВМШ остается сухой! Никакой угрозы жизни ни нам, ни ей.

Теперь эту заготовку надо перевернуть. Она мокрая и очень тонкая. Просто взять- не получится. Если не порвется, то растянется- точно. Поэтому складываем вместе с пленкой постепенно гармошкой. Держим все за пленку , раскладка мокрая и к пленке практически прилипла.

Вот и перевернули. Кто бы знал- предполагал, что на рыбалке мы ещё и на гармошке поиграем!

Мастер-класс по валянию шали или палантина в технике нунофелтинг . Инна Шабалина Часть 2

Накрываем сверху ещё одним мешком (пленкой) , и вновь на счет 10 вдоль-поперек поработаем ВМШ.

Подняли пленку. Все мыльное и буквально скользкое- разъезжающееся в руках. Сейчас я быстренько всему этому придам стабильности. Есть такие замечательные универсальные микрофибровые тряпочки для уборки. Полиэстер. Зато впитывают в 5 раз больше хлопка. Укрываю сверху такой тряпочкой и валиком прокатываю пару раз. Можно и руками промокнуть. Но я вот этим валиком пользуюсь- намного быстрее получается. И опять же- дополнительный массаж войлоку.

2 раза катнули и все, раскладка почти сухая. Уже можно её взять спокойно в руки, сложить , рассмотреть на просвет и повесить на пару минут , например, на дверь — высохнуть.

В результате всех этих предварительных телодвижений получили тоненький пласт вискозно-шерстяного самодельного префельта. Он только схватился-склеился в процессе шерстью, но совсем не дал усадку. И нужен он нам для вырезания из него нужного нам рисунка.

Спустя 10 минут он практически сухой. Напоминает натканный тоненький материал. С ним очень легко работать , вырезать любой рисунок, вплоть до орнаментов. Начинаем прикидывать , какой рисунок и как вырезать, да так, чтоб ничего в отходы не ушло. Для больших рыб закладываем складки примерно 2 см. Они будут держать скелет рыб и придавать фактурности.

Вырезаем прямо по сложенной заготовке.

Раскладываем рисунок на подготовленной поверхности (на столе с пузырьковой пленкой) вискозной блестящей стороной вниз ! В складки для фактурности я решила заложить ещё и пряжу.

Оформляем глаза тоже выпуклые. Раскладываем при этом рисунок , каким он будет на палантине. Из оставшихся маленьких клочков заготовки вырезаю плавники, хвосты и маленьких рыбок.

А теперь берем заготовленные шелковые ткани .Только натуральный шелк! И аккуратно приблизительно прикидываем- раскладываем их поверху, как бы обтекая тканью рыб.

У меня тут 3 м маргиланского шелка темно-синего мною окрашеного, 1 шифоновый шарф 170х50 см в бирюзовых тонах и примерно половина бирюзовой жатки. Плюс небольшие кусочки разного синего, оранжевого и красного шелка. Раскладка 290 х 90 см. Шелка в общем примерно 4.5 м2.

Прикинули расположение шелка, теперь надо его аккуратно выложить, соединяя рисунок и разные куски между собой. Для этого по краю рисунка прокладываем тоненькие прядочки вдоль всего контура. Ну и дорисовываем плавнички, где необходимо.

Для хвоста, там где он переходит в оборку, кусок шелка складываем вдвое так, чтоб незакрытые края оказались внутри палантина. Это делаем для того, чтоб неаккуратные края необработанные не оставались на готовом палантине.

Выкладываем следующий кусок шелка, с нахлестом в 1 см на рыбу и на другой (красный) шелк. При этом излишнюю ширину не срезаем, а закладываем крупными складками

Это гораздо легче сделать, если предварительно побрызгать шелк слегка из пульверизатора.

Дальше выкладываем так весь шелк, огибая рисунок, внахлест на него и друг на друга. Здесь главное- следить, чтоб нигде по контуру не осталось дырок.

Шелковую ткань выложили. При этом края тканей у нас неоформленые как улеглись, так и свисают.

Все эти края надо загнуть вверх . И «приклеить» в таком положении, сбрызнув водой.

На этом шелковая раскладка тканей закончена. Приступаем к шерсти. Берем шерсть и тонкими прядками закладываем в 1 слой все наши односантиметровые периметры рисунка и нахлесты шелков .Шерсть выкладываем поперек контура . На рисунке направление волокон шерсти указано стрелками. Тут же видна и толщина прядки. Палантин хотим прозрачный, значит и раскладка должна быть прозрачной!

Таким образом выкладываем весь рисунок, стыки и проходим так же поперёк по всем складкам шелка, фиксируя их.

По рыбам красной шерстью так же фиксируем все складки. Опять таки- поперёк складок.

После этого, раскладываем кое-где прозрачные растянутые прядки другого оттенка бирюзы. Чтоб в некоторых местах получались двойные дозы шерсти. И параллельно прорисовываем рыб вискозой.

В процессе можно периодически сбрызгивать работу из пульверизатора. Буквально чуть-чуть. При этом вся наша тоненькая раскладка будет » приклеиваться» к ткани и не сдвигаться.

Закладываем шерстью и подогнутые края, оставляя оборки.

Теперь рассмотрм наше произведение. Там, где большие площади без рисунка и стыков, добавляем декора. Рисуем волны ровницей. Раскладываем нэпсы, слабсы, кусочки шелка, хлопка.

Опять берем шерсть и все краешки подогнутые, весь декор закладываем тоненькими прядками. Направление шерсти при этом- поперек декора.

Все, раскладка закончена! Ах да, рыбам надо глаза из шелка малбери вставить в глазницы. Берем прядку шелка белого и желтую шерсть примерно пополам и скатываем между ладошками в комочек. Заклвдываем получившийся глаз в оставленые отверстия. Ну и сверху поменьше подобный колобок из черного шелка.

Поливаем мыльным раствором сначала из пульверизатора, потом леечкой, накрываем пленкой, прокатываем аккуратно валиком, чтоб убрать воздух и равномерно промочить. Ладошками эти 3 м2 раскладки я утаптывала бы 5 мин точно, валиком же -10 сек. (Берите на вооружение! По 4 мин с оперции, смотришь лишний час в конце на чай останется. )

Теперь опять ВМШ на счет 10 вдоль-поперек.

Переворачиваем, опять гармошкой. На второй стороне я даже не раскрываю полностью свою гармонь. . Так и жужу машинкой по частям гармошки , последовательно раскрывая, как книгу одну страницу за другой.

Прожужав всю поверхность ВМШ на счет 10 вдоль-поперек. , снимаем пленку. Теперь надо поднять все гребешки и складочки. Они чуть сцепились с полотном, но поднимаются без особого труда.

Складочки расправили. На них надо будет теперь обращать внимание и приподнимать после каждого этапа.

Палантин складываем в комок и месим, как тесто 5-10минут.

Потом расправили, разложили по поверхности, проверили , как поживают рыбы и волны-гребешки, оборочки.Все при этом погладили ладошками, расправляя поверхность. Опять скомкали и поподкидывали вверх над столом раз 100-150.

Опять расправили. Протерли весь руками об пупырку шерстяной стороной вниз. На каждом этапе особенное внимание уделяем выправлению краешков. Буквально, расправляя палантин, проходим руками по всему периметру, расправляя и фиксируя край от подворачивания и подваливания. Запомните: края- самая видная деталь на палантине. И от того, насколько аккуратно они будут сделаны, зависит общее впечатление от всей работы.

И вот палантин почти готов. На этом этапе войлок (шерсть с шелком), если захватить его между пальцами на любом участке не растягивается ни вдоль, ни поперек. То есть стабилен и значит свалян. Расправляем его по поверхности. И идем полоскать.

Полощу я в комфортно теплой воде, под краном, имитируя стиралку. То есть, переваливаю палантин в мойке, аккуратно сжимая руками. И так до тех пор, пока визуально мыла не останется. При полоскании сваляный войлок дает ещё усадку довольно ощутимую. И это не смотря на то, что там его почти нет Напоследок, оставляю палантин в мойке с холодной водой с кондиционером для шерсти минут на 10-15. При выкручивании войлок упругий и плачет от счастья. .

Раскладываю палантин на махровом полотенце, расправляю руками, разглаживаю полностью и закатываю в рулон. И раз 20 катаю в рулоне. При этом палантин окончательно уплотняется по толщине, распрямляется и его потом практически не надо утюжить. Готов!

Когда высох окончательно, взвесила.

Результат таков. Состав раскладки

25 гр шерсти 16%

30 гр вискоза- 19%

16 гр декоративные волокна(пряжа, нэпсы, слабсы и т.д.)—10%

А в описании при этом нужно писать войлок и покупатели считают , что шерстяной.

Раскладка была первоначально 290х90 см, в конце осталось 190х50 см . Усадка по длине-35 %,,по ширине 44% И это при том, что шерсти там тонюсенький размазанный даже не по всей поверхности слой. Вот сколько валяю — не перестаю этому удивляться!

В результате — тонкой вискозной раскладкой добилась двустороннего ажурного и фактурного рисунка на рыбах.

А вот и окончательный результат нашей рыбалки, Улов на славу!

Этот МК я выставила на конкурс. Если он вам понравился- голосуйте!

Мастер-класс от потомственной валяльщицы: делаем настоящие валенки по древней технологии

«Учись катать валенки! Если ты будешь жить в деревне, тебе это умение обязательно пригодится! Знание на плечи не давит!» — уговаривала меня тетя Наташа, приводя различные доводы о полезности и просто необходимости для меня этого ремесла. А я, городской житель, но действительно собравшийся жить в деревне, упорно отнекивался, ссылаясь на нехватку времени, и говорил, что в деревне я намерен заниматься резьбой по дереву, и что валять кого-то или что-то мне будет недосуг. Но всё же в итоге я согласился с тетей Наташей и, больше из уважения к ней, стал смиренно внимать её наставлениям…

С тех пор прошло много лет, давно уж нет тети Наташи. А я вспоминаю с благодарностью эту старушку, почти ровесницу двадцатого века, пережившую войну, репрессии, потери близких, но до конца своих дней сохранившую веру, доброту, ясный ум и житейскую мудрость. В конце 90-х тетя Наташа часто приезжала в Вехно на церковные службы и останавливалась в моем доме. Было ей тогда около девяноста лет, но и в таком возрасте она продолжала иногда катать валенки. Совсем не женское занятие, которое она в юности переняла от своих родителей. И отец, и мать её были валильщиками. Более того, валильщики жили в каждой семье той деревни, откуда она была родом. Сейчас может показаться невероятным, но всем в деревне хватало работы, без заказов зимой никто не скучал, поскольку валенки были в особом почете. Стар и млад носили их в прежние времена, и была эта обувь незаменимой. Жила тётя Наташа в Митровке, рядом с Рахновским озером, что километрах в пяти от Выбора. Я не раз бывал у неё в гостях, там же и получал первые уроки по искусству валяния…

Способ валяния, о котором пойдет рассказ, дошел, без преувеличения, из глубины веков, ведь мастерица тетя Наташа была потомственной валяльщицей. Древностью дышат и названия инструментов.

На фото слева направо: рубель, каталка, рюшина, скалка, отбой большой и малый, коза.

Рубель — это брусок с ручкой и поперечно расположенными зубцами.

Каталка — круглая палка диаметром 7 – 8 см (в старину эти два предмета применяли для глажения белья).

Рюшина — палка с чуть закруглённым концом, длина её равна размеру валенка.

Скалка — кусок трубы с ручками по краям. Её с успехом может заменить железный стержень, кусок арматуры и т. п.

Отбой — палка из твердой древесины с загнутым концом.

Коза — плаха или бревно с длинным пазом, в который забиты заостренные дощечки. По сути, это тот же рубель, только раза в два шире, повёрнутый зубцами кверху. Крепилась такое бревно на четырех ногах, чтобы на нем, сидя, удобно было работать; потому, очевидно, и назвали козой — по аналогии с козлом, на котором пилили дрова. Но можно козу закрепить и между двумя чурбаками или на столе — лишь бы не болталась. Или использовать стиральную доску, также прикрученную на краю стола.

Набор колодок для валенка включает (слева направо): нос, правило (ударение на «и»), средник, клин и задник. Правило — одно из названий, известное, скорее всего, только в нашей местности. В словаре В. Даля этого слова нет, но есть созвучное правилье — «деревянная нога, у сапожников, для правки сапога, подъёма». Если отнести к валенку, то назначение соответствует в точности — «для правки подъёма».

Ниже показаны комплекты колодок для разных размеров.

Далеко не всякая шерсть пригодна для валяния, если использовать чистую воду, не добавляя никакой химии, даже хозяйственного мыла. Только при таком условии валенки получаются мягкими, ногам в них уютно и вольно. При массовом производстве для ускорения сваливания шерсти применяют обычно медный купорос, от которого, по словам стариков, понимающих толк в этом деле, болят ноги. Валенки от купороса становятся твёрдыми и холодными. Нет смысла катать в домашних условиях такой суррогат — проще купить его в магазине.

Овец на Псковщине стригут, как правило, дважды в год, весной и осенью. Шерсть, выросшая с весны, называется веснина, а выросшая с осени, в холодные месяцы — шлёнка. (Но следует оговориться, что в разных районах названия могут не только отличаться, но даже иметь противоположное значение). На валенки нужна веснина, стриженая осенью, а шлёнку лучше использовать для пряжи. Шерсть очищают от мусора, отдельные клочья растягивают, затем высушивают и расчёсывают на специальных станках. Вышедшая после станка шерсть представляет собой единый пласт с однородной волокнистой структурой, который можно свернуть в рулон.

Этот пласт легко разделяется на отдельные слои. Шерстинки в нём вытянуты по большей части в продольном направлении, по которому слои легко отделяются друг от друга. Поперёк же волокон они рвутся с усилием. Раскладываем рулон на столе, отделяем нужное количество, в зависимости от размера будущих валенков. На 36-й размер нужно, по старинным меркам, 3 фунта (1,2 кг), на 43-й — 4 фунта (1,6 кг). Это приблизительно, точных рекомендаций нет. По желанию можно брать больше шерсти или меньше, ведь валенки могут быть высокие или короткие, толстые или тонкие — кому какие нравятся. Мы возьмём для 43-го размера 1,6 кг и разделяем (теперь в точности!) пополам, по 0,8 кг. Первую половину раскладываем на столе в виде прямоугольника 150х95 см.

Толщина этой «лепешки» — около 5 см в середине (по всей ширине) и плавно уменьшается до 0,5 – 1 см по краям. Вначале выравниваем края, контролируя толщину нажатием рук. Излишки шерсти аккуратно снимаем, переносим на середину и на те участки, где имеются просветы. Накрываем простынёй и, прижимая одной рукою, другою разглаживаем по всей площади от середины к краям. При этом все лоскутки сцепляются между собой, а сама «лепёшка» немного сплющивается. Снимаем осторожно ткань и кладём выкройку — подошвой точно по центру прямоугольника:

Выкройку можно вырезать из эластичной старой клеёнки, из толстого полиэтилена и т. п. Затем разрываем пласт по оси симметрии, (ни в коем случае не разрезаем ножницами); с одной стороны — от края до носка подошвы, с другой — от края до пятки:

Теперь обёртываем выкройку — прежде со стороны носка, слегка растянув разорванный край, чтобы его загнуть под выкройку:

Разглаживаем, накрыв тканью. Таким же образом оборачиваем пласт со стороны пятки:

Снова разглаживаем. Переворачиваем валенок на левую половину:

Поправляем загнутый край. Разглаживаем, как обычно на каждом этапе, чтобы уплотнить валенок и немного «приклеить» очередной участок. Ещё раз оборачиваем со стороны носка:

Перед тем, как завернуть последний угол, его следует заранее растянуть и разгладить — иначе не сможем загнуть на другую сторону. Особенно вытягиваем на носок и на подошву, следя за тем, чтобы толщина от пятки до носка осталась одинаковой:

Только после этого заворачиваем, накрываем простынёй, завернув её и под валенок, разглаживаем:

Переворачиваем валенок на другую сторону:

Расправляем торчащие края, аккуратно прижимаем, накрываем простынёй, разглаживаем:

Видим, что лохмотья прижаты к валенку. Но для надёжности, чтобы при дальнейшей работе они не отвалились, заворачиваем в «рубашку». «Рубашка» — это заранее отложенный прямоугольный пласт шерсти. Толщина его такая, что он почти просвечивает:

Кладём валенок на «рубашку», как показано на фото, и обёртываем в таком же порядке, как мы «паковали» выкройку.

Разрываем «рубашку» по центральной линии от края до пятки и от другого края до носка; оборачиваем вначале носок, затем пятку. Натягиваем как можно сильнее, но чтобы не порвалась «рубашка».

Заворачиваем в простыню, приглаживаем «рубашку», тщательно притирая пятку и носок. И снова «пеленаем» в простыню, валенок положив подъёмом к себе.

Теперь туго заворачиваем, чтобы получился такой валик:

Начинаем катать валик на столе. Можно с помощью рубеля туда-сюда, или просто руками — то двигая от себя, одновременно нажимая на валик, то перекатывая к себе. Не вполне интересное занятие, требующее терпения. Так не менее 3 минут, но, если шерсть «невалкая», (плохо валится), то значительно дольше. Разворачиваем валик, разглаживаем образовавшиеся складки, и заворачиваем в противоположном направлении, но также со стороны подъёма. Катаем, стараясь не заснуть. Разворачиваем. Разглаживаем. Всё повторяем сначала, но при другой исходной позиции валенка — пяткой к себе. В третий раз повторяем, положив валенок подошвой к себе и «запеленав» таким образом:

После всех этих операций валенок становится заметно плотнее и уменьшается в размерах. Снимаем простыню и разглаживаем складки. Осторожно вынимаем выкройку, а вместо неё вставляем внутрь кусок полиэтилена — он не даст слипнуться стенкам голенища, когда валенок будем вынимать из воды. Далее сворачиваем валенок подошвой кверху.

На этом сухое валяние закончено; приступаем к «водным процедурам». Не забыв, конечно, скатать из другой половины шерсти второй валенок.

Стол, на котором будем дальше работать, должен быть с небольшим уклоном. Удобнее всего сделать так, чтобы стекающая вода собиралась снова в котёл, который постоянно подогревается. Если это невозможно, тогда обеспечим сток под столом в какую-нибудь ёмкость. Завернём валенок в тряпку или марлю, концы которой свяжем в узелок.

Опускаем в горячую воду — настолько горячую, чтобы не обжигать руки. Полностью смоченный валенок, держа за узелок, переносим на стол и разворачиваем. Этот момент самый ответственный. Лежащая перед нами сморщенная масса сейчас меньше всего напоминает валенок:

С лёгким нажимом затираем складки и бугорки. Если шерстинки тянутся за рукой, делаем это, накрыв полиэтиленом. Когда вода основная стечёт, вставляем внутрь руку, чтобы разгладить изнутри подошву, носок и пятку. Только после этого можем перевернуть валенок на бок:

Снова разглаживаем все неровности, сначала снаружи с обеих сторон, затем изнутри — пятку и носок. Одной рукой растираем пятку изнутри, другой рукой — снаружи:

Кладём подошвой кверху. Загибаем пятку к носку и распрямляем с нажимом в исходное положение. То же самое проделываем с носком. Завернём валиком вдоль голенища, и развернём, руками двигая от себя.

Палантин валяный — Тюльпаны. Своими руками по технологии мокрого валяния из мериносовой шерсти

Так 2–3 раза в каждом положении. Теперь валяем, положив валенок на бок. Проводим те же действия, прежде со стороны подъёма, заворачивая вдоль голенища.

Делаем 2–3 раза, всякий раз перебирая руки по всей длине голенища. Переворачиваем валенок на другую сторону и всё повторяем, но в противоположном направлении. Переворачиваем. Валенок по-прежнему на боку. Теперь закручиваем со стороны пятки, и также сначала в одну, затем в другую сторону.

Следующий этап. Закручиваем валик со стороны подошвы.

Раскручиваем с нажимом. Переворачиваем и проделываем то же в противоположную сторону. Достаточно по одному разу. В результате наших стараний получается нечто, похожее на мешок:

Поливаем уже остывший валенок горячей водой, или, лучше, окунаем. Кладём подошвой кверху:

Все предыдущие операции повторяем 2–3 раза, соблюдая последовательность, перед каждым разом окуная в горячей воде. Количество операций зависит от качества («валкости») шерсти.

Начнём, наконец, придавать форму валенку. Вставляем внутрь рюшину, закруглённым концом уперев в носок, а тупым — в пятку. Если не достаёт до пятки — ничего страшного. Затем в голенище опускаем каталку и сильными ударами отбоя заваливаем подъём и формируем нос:

Нос при этом остаётся рыхлым — его также необходимо обколотить со всех сторон, «посадить» на рюшину при помощи отбоя:

В дело идёт рубель. Катаем голенище, основное усилие направляя на подъём.

Это второе положение, в котором катаем голенище. Потом перейдём к носу, при этом голенище будет свисать со стола.

Извлекаем деревяшки и купаем валенок. Вода может быть уже горячей, почти кипяток. И работа самая жаркая — впереди, а всё предыдущее было лёгкой разминкой.

Берём скалку и раскатываем валенок в этом положении — нос, пятку, голенище — всё с обеих сторон:

Расправляем и кладём на бок, снова плющим усердно скалкой или железным стержнем …

Весь предыдущий процесс, начиная от посадки носа на рюшину и кончая катанием скалкой, повторяется три раза. После третьего круга валенок обычно сваливается до нужного размера:

Теперь в него остаётся забить колодки. Но прежде сажаем на рюшину, на которой проще, чем на колодках, «вырубить» подошву. Не топором, конечно. Вырубить — означает, — обработать валенок на козе. Просто двигаем валенок туда — сюда по зубцам, сначала едва нажимая сверху. Понемногу наращивая усилие, непрестанно крутим валенок, чтобы он садился со всех сторон равномерно. Готово.

Валенок затвердел и стал крепко облегать рюшину, поэтому её приходится выбивать отбоем:

Вытянув рюшину, в последний раз распариваем валенок, но уже в чистой воде, чтобы заодно помыть его.

Колодки у нас уже наготове. Вставляем нос. До конца не получится, но насколько возможно. Затем поочерёдно: правило, задник, средник и клин. Средник и клин добиваем молотком. Отбоем постукиваем по носу валенка и по бокам, чтобы помочь колодкам занять свои места. Снова садимся за козу и елозим потихоньку. Вода выжимается, и мы налегаем посильнее. И так до тех пор, пока не закапает пот. Разумеется, не с валенка, а с валильщика. В старину определяли ещё так: «Как валенок «завоял» — стало быть, «вырублен». Это значит, что достаточно затвердел и начал греметь, как трещотка, на зубцах козы.

Острыми ножницами ровняем верх голенища и крупной наждачкой шлифуем валенок, убирая торчащие шерстинки.

Валенки с «заворотом» смотрятся лучше:

Впрочем, это дело вкуса. Чтобы завернуть край голенища, надо ослабить клин.

А эти задумчивые валенки с бабочками — попытка совместить валяние с резьбой по дереву:

Сколько часов нужно, чтобы свалять одну пару? — При хорошем навыке — рабочий день. «В зиму, бывало, что ни день, то пару валяли, — говорила тётя Наташа. — Днём то дела по дому, то скотину кормить, так в ночь и заканчивали. А утром рано снова за работу. Валенки всем нужны были. Это в старину было. Сейчас так не работают, как раньше…»
Сушили валенки на Руси в русских печах. Топили, выгребали угли и, положив на дощечки, оставляли часов на 6–8…

А потом — носили на здоровье, чего и вам от души желаем!

Мастер-класс Валяем палантин Брачный танец витражных рыб

Приветствую всех, кто как и я любит войлок!

Решила отснять процесс изготовления любимых мной палантинов, которые я называю «Примадоннами» за способность преображать любую женщину, накинувшую такой палантин на плечи.

Итак, для работы я приготовила следующие материалы и иструменты:

— шелковый шифоновый шарф (ок. 47х160см),

— шерсть-меринос в топсе 18мкр. 2-ух цветов (в зависимости от толщины раскладки от 70 до 100 г),

— декоративные волокна (темно-серая и красная вискоза),

— вибро-шлифовальная машина (ВШМ),

— армированная пленка (вместо пупырки),

— брызгалка с мыльным раствором (прошу не кидаться тапками, но я использую «Фейри»; на фото не присутствует из-за моей забывчивости),

— перчатки для нежных ручек.

Подготовив все что нужно, приступаю к работе. Отрезаю необходимый размер шелка (около 45х135см). Лишние куски затем использую для изготовления броши-цветка для данного палантина. На шарфе обрезаю (а чаще отрываю) подшитый край, а затем плавно срезаю углы.

Ровно раскладываю шелк на армированной пленке, полосы на пленке мне в этом очень помогают. Шелк можно немного сбрызнуть водой, чтобы он расправился и лег ровно.

Начинаю раскладку шерсти. 1-ый ряд 1-го слоя (всего будет 3 слоя по 2 ряда) выкладываю тупыми концами на шелк, заходя на него примерно на 1,5 — 2 см.

Продолжаю раскладку по всему периметру.

Осторожно, не смещая центра шелкового полотна, выдергиваю краешки шелка из-под шерсти по всему периметру.

Теперь возвращаю краешки шелка на свое место, но кладу их уже поверх шерсти.

Выкладываю тонкие пастмочки шерсти на стык шелка и шерсти. Это необходимо для того, чтобы шерсть в этом месте не слишком растягивалась и не образовывались совершенно ненужные дырки.

Теперь выкладываю 2-ой ряд 1-го слоя — тупыми концами наружу.

1-ый (внешний) ряд 2-го слоя выкладываю другим цветом со смещением наружу на 1,5 — 2 см. Это позволит создать тоненький кант по краю волана.

2-ой (внутренний) ряд 2-го слоя снова выкладываю красной шерстью и тоже со смещением наружу относительно 1-го слоя, едва заходя туыми концами на край шелка, находящийся под тонкой полосой шерсти.

3-ий слой выкладываю, начиная с внутреннего ряда шерстью красного цвета. Этот слой (оба ряда) сдвигается обратно внутрь, т.е. тупые концы шерсти заходят на 1,5 — 2 см на шелк. Ориентируюсь при этом на просвечивающийся сквозь шелковое полотно первый слой шерсти.

Завершаю раскладку шерсти 2-ым рядом третьего слоя темно-серой шерстью.

Поверх серой шерсти выкладываю тонким равномерным слоем волокна темно-серой вискозы. Это придаст легкий, но очень нарядный блеск и красивый переход цвета между контрастными цветами.

Теперь черед за декоративными элементами. Перед раскладкой декора смачиваю шерсть мыльным раствором, а затем выкладываю простенькие листики, вырезанные из белого префельта, прожилками на листиках служат волокна красной и темно-серой вискозы.

Промачиваю до конца шерсть и выложенный декор, сверху накрываю армированной пленкой и придавливаю раскладку руками. Затем прохожусь машинкой по палантину поверх пленки с двух сторон.

Аккуратно приоднимаю и снимаю верхнюю пленку.

Легкими движениями руки разглаживаю шерсть от центра к краю, чтобы распрямить шерстинки по краям.

Теперь заглаживаю выступающие за края шерстинки легкими движениями пальцев под небольшим углом к краю волана.

Так прохожусь по всему периметру пару раз, добиваясь того, чтобы выступающие шерстинки загнулись и прилипли к краю волана.

Мастер-класс по нуно-фелтингу. Палантин с тюльпанами.

Снова работаю ВШМ, но теперь уже «по-живому», без нажима двигаясь машинкой прямо по шерсти. Сначала ВШМ ставлю вдоль волокон шерсти (поперк волана) и передвигаю зигзагообразными движениями по всему периметру.

Теперь машинку ставлю поперек волокон (вдоль волана) и передвигаю такими же зигзагами.

А теперь закрепляю по спирали.

Три последних шага можно повторить и с обратной стороны палантина, предварительно накрыв его пленкой и аккуратно перевернув. Я же, стараясь хоть немного сберечь психику соседей и собственные нервы, покатала будущий палантин в рулоне, накрутив его вместе с одним слоем армированной пленки на сантехническую трубу.

На забываю про декор — на несколько секунд ставлю ВШМ на каждый листик.

Закрепляю процесс первоначального схватывыния шерсти, притирая руками вдоль волокон.

Подправляю край, снова двигаясь пальцами под небольшим углом к краю волана.

Префельтовые листики также притираю руками со стороны шелка до появления ореола из шерстинок по периметру листика, сам же листик становится как бы выпуклостью на шелке.

Теперь можно отлепить палантин от пленки и поднять со стола.

Одной рукой я придерживаю волан в натянутом (но не растянутом. ) состоянии над столом, а другой тру лежащий рядом на столе участок вдоль волокон шерсти. Растягивать волан пока рано, он еще слишком слаб. «Мелкими перебежками» прохожу так полный круг.

Повторяю процедуру, перевернув палантин на другую сторону.

Теперь можно прикладывать некоторое усилие. Попеременно совершаю следующие действия:

— одной рукой прижимаю волан к столу, а другой слегка растягиваю край волана, как-будто раскрываю веер;

— тру только что растянутый кусочек волана по столу (по армированной пленке) вдоль волокон шерсти (поперек волана);

— прижимаю рукой только что потертую часть и растягиваю соседний участок.

Продолжаю эти процедуры по всему периметру.

А затем повторяю на другой стороне палантина.

Почувствовав, что не хватает воды и/или мыла, смачиваю палантин в теплой воде, добавляю мыльного раствора, немного жамкаю в руках.

А затем еще по разику с обеих сторон прохожусь по всему периметру, растягивая волан одной рукой и притирая шерсть другой.

На каждом кругу уделяю внимание префельтовому декору, притирая его рукой и потирая по пленке.

На последнем этапе валяния притираю место, где заканчивается шелк (там, где была проложена тонкая пастмочка шерсти) — понемногу перехватывая руками, тру небольшие участочки друг о друга.

Осталось смыть мыло и как следует прополоскать палантин.

Я медленно передвигаю волан в руках под струей воды.

Так выполаскиваю и вторую сторону палантина.

Отжимаю комочком, можно промокнУть полотенцем. Затем снова перебираю в руках, расравляя влажный волан.

Теперь его нужно отгладить, оставить досохнуть и прогладить еще раз, теперь уже с паром.

И вот он — КРАСАВЧИК!

На этом я заканчиваю свое длинное повествование. Надеюсь, что оно было не слишком утомительным и станет для кого-то полезным!

Всем добра и процветания!

Ключевые слова: валяние, валяние из шерсти, мокрое валяние, палантин, шарф, шарфы на шелке, нуно-войлок, нуновойлок

Материалы: шерсть меринос, волокна вискозы, префельт, шелк-шифон, армированная сетка, вшм, мыльный раствор, ножницы, перчатки