Мастер-класс Валяем зимний шарфик Ирландия

Валяем зимний шарфик «Ирландия»

Из далекого Владивостока меня попросили свалять шарф к шапочке и прислали фотографию шапочки цвета неяркой бирюзы. Я рада: люблю шарфики, а этот — первый в этом сезоне, и Елена — приятный человек, в прошлом году общались. А узнав про зимний конкурс мастер-классов, решила сфотографировать процесс. Да и потом, кому-то наверняка тоже нужен шарфик к шапочке.

Для шарфика нужно около 50 гр мериносовой шерсти, волокна для украшения (вискоза или шелк, лен или другие), лоскуты шелка и все для мокрого валяния: пленка-пупырка, сеточка, леечка с мыльной водой, мыло, полотенце, кусок трубы или скалка.

Подбираю материалы. Так, шерсть цвета «Ирландия», вискоза такого же цвета. А как бы связать с цветом шапочки? Значит, красим шелк и шерсть для украшения. Попыталась приблизиться к нужному цвету, смешав красители фирмы Ashford (сине-зеленый (teal), желтый и остатки темно-синего).

«Дикие шарфы» Татьяна Хохлова. Видео мастер-класс. Анонс

Первым делом занимаюсь покрашенной шерстью, в процессе окраски она чуть свалялась, и я разбираю ее на жгутики и мягкую шерсть, пригодную для валяния.

Темно-зеленую пасму шерсти удобно разделить вдоль на 2 части, для 1 и 2 слоя. Шерсть для одного слоя тоже делю на 2 части, затем еще раз, и вот эту 1/8 пасмы распушаю и выкладываю шерсть тонкими прядками.

Намечаю границы шарфика двумя тонкими полосками шерсти. Проверяю, чтобы расстояние между полосками везде было одинаковым.

У меня ширина 40, а длина — 240, и это без бахромы, ей придется свисать со стола.

Так, а это кто тут? «Конечно, Вася!». Уговорила Васю пойти попринимать солнечные ванны на лоджии. Возвращаюсь — наша старушка тоже готова составить мне компанию.

Для кошек мой рабочий стол — прекрасная большая лежанка. Нет уж, дорогая, выношу кошку, выставляю в коридор кошачью еду и воду и закрываю дверь на кухню. Из-за кошек финальный этап подготовки изделия у меня — это очень тщательная чистка липким валиком.

Обратная сторона шарфика должна быть не хуже парадной, так что украшаю ее шелком и волоками вискозы. Кроме того, этот слой нужен для укрепления, чтобы удерживать шерстинки на месте.

1 слой — поперечный, вертикальный. Как видите, очень тонкий. Вообще, хорошо бы, чтобы шарфик был длинным, тонким и с ровными краями. С длиной легче всего, тонкость мы получим благодаря тонкой раскладке и щадящим методам валяния, о них поговорим ниже, а для ровных краев сделаем 3 вещи. Первую, собственно, уже сделали — уложили границы, полоски шерсти. Вторую сделаем сразу после поперечного слоя: положим слой шерсти по периметру вдоль краев.

Теперь второй слой, продольный, горизонтальный. Стараюсь делать такой, чтобы были видны шерстинки 1-го слоя. Но если надо, добавляю прядки шерсти.

На одном из концов я уложу пятна светлой шерсти, а вокруг них продолжаю выкладывать второй слой зеленой.

Начиная работу, я не имела в голове четкого плана или эскиза. Идеи как-то приходят в процессе, наверное, как аппетит во время еды. Подумалось, ведь название шерсти «Ирландия», а символ Ирландии — клевер, так почему бы не украсить шарф шелковыми листиками клевера? Шелк разный, но весь тонкий, привалявшись, даст нежный рисунок. Решено, один край украшу шелковым клевером, а другой будет как будто переплетением трав и листьев. Вырезаю из шелка листики клевера и всякие загогулины, попутно добавляю полоски шерсти для бахромы.

Закончив раскладку, внимательно все просматриваю, нет ли проплешин, закрываю их тонкими прядками шерсти.

Как я говорила, идеи приходят во время работы. Одни приходят, а другие уходят. Например, я люблю украшать вещи красивыми ниточками, и для этого шарфика приготовила 3 вида ниток, но не использовала их. Раскладывала, смотрела — не нравится. Хотя смотрю сейчас на фотографию — вроде бы и неплохо.

Тем не менее, ниточки убраны, края шелка я прикрыла тонкими полосками шерсти, а сверху — вискозой.

Добавляю волокна вискозы и льна везде, где хочется, и, считай, раскладка закончена.

Это что, уже 3 часа? Куда улетело время, ведь я же начала в 11! Сейчас смочу, и обедать, а то аппетит пришел, не дождавшись еды. А мокрая шерстка пусть немного полежит, легче будет валяться.

Смочила, после перерыва накрыла тонкой пленкой (пакетами) и промочила,

легонько покатав такой вот валик поперек, от середины к краю, а затем прошлась виброшлифовальной машинкой (ВШМ), считая до 5 на каждом месте. Без машинки можно легко обойтись, накройте сеточкой, промокните и притирайте руками.

Теперь — обещанный третий этап для ровного края.

Вернее, 3 и 4, потому что мы равняем край в 2 этапа. 1) Кладем одну руку на край, другой по косой равняем край рядом, 2) а затем, также одной рукой придерживая край, уплотняем соседний участок вдоль края. Пройдемся так по всему периметру, и уплотненный край будет держаться при всех наших дальнейших манипуляциях.

Но прежде, чем к ним перейти, сделаю петельку на обратной стороне, удобно для драпировки.

Закатываю часть шарфа на трубу, кладу полоску шерсти и кусочек пленки, разворачиваю шарф и прохожу ВШМ в месте нахождения петельки.

И еще, после ВМШ или приваливания видны места, где шерстка разошлась, и могут быть дырочки. Закрываем такие места шерстью или вискозой, или и тем, и другим.

Снимаю пленку, закрываю сеточкой, промокаю. Опять накрываю пленкой и скатываю в рулон на кусок трубы. И катаю, все время меняя направление, до тех пор, пока шерстинки не сваляются, когда, ущипнув волокно, поднимается не шерстинка, а весь шарфик. Когда-то я считала, сколько раз покатала, теперь этого не делаю, но для начинающих удобно ориентироваться на цифру 500-600. То есть, катать по 50 раз, начиная то с конца с клевером, то с другого конца, и так 10-12 раз.

Каждый раз, разворачивая рулон, занимаюсь бахромой: сначала катаю ее в руках, потом, когда она станет плотнее, катаю по пленке.

Когда шерсть уже хорошо держится, переходим к увалке. Я промочила шарф комком в теплой воде, намылила, отжала также комком и терла в руках шерстью о шерсть, участок за участком. Края после трения нужно подравнивать, слегка растягивая. Прошлась так по всей поверхности, опять намочила в теплой воде, опять намылила, расстелила на полотенце и опять катала в рулоне на трубе, теперь в полотенце, раз 200, и, конечно же, меняя направление. Затем прополоскала, свернула в сухое полотенце и минут через 15-20 прогладила. Расстелила на столе для сушки, а утром первым делом смотрю, что получилось.

Сначала на просвет. Тонко, и без дырок. Теперь измеряем — ширина 22 см, длина 175 без бахромы.

Бахрома — можно оставить, как есть, а можно нанизать крупного бисера и навязать узелков.

Клевер — таинственный, мерцающий шелковым светом. Подумала, не выделить ли клевер вышивкой, но решила оставить так.

Спасибо за интерес и внимание, за комментарии, вопросы и лайки (if any, как говорят англичане — если они будут). Надеюсь позже сфотографировать на модели, а пока не поможете ли мне выбрать фотографию для профиля шарфика? И вообще, дают ли такие фотографии представление о шарфе, или нужно показывать его только на модели? Спасибо еще раз!

Мастер-класс по мокрому валянию: валяем шарф «Зимние узоры»

Хотя на календаре уже весна, погода еще преподносит нам холодные сюрпризы. Поэтому самое время взять в руки шерсть и своим руками свалять шарф для переменчивой погоды, который будет носиться поверх одежды. По задумке автора, Анисимой Татьяны, он должен быть большим, теплым, уютным и, конечно, очень красивым.

«Для этой работы у меня нашлись отрезки натуральной красивой ткани, которые я решила включить в нетканое полотно ручной работы специальными «окошками». Ткань имеет лицевую сторону с блестящим рисунком, напоминающие зимние узоры на морозном окне. У шарфа будет лицевая сторона и изнаночная, которую тоже можно будет украсить.»

Анисимова Татьяна

Чтобы шарфик в готовом виде получился достаточной длины, работу нужно производить на рабочей поверхности около 3 м, ведь во время валяния шарфик уменьшится, и той длины, что останется, должно хватить на то, чтобы обмотать шарф вокруг шеи или завязать узлом, и чтобы он с кистями лег на грудь.
Например, можно использовать два стола составленные рядом. Но если такой возможности в домашних условиях нет, то можно делать раскладку шарфа фрагментами. Шерсть следует хорошо притереть, свернуть и аккуратно переместить, освобождая место для раскладки другой части, одновременно соединяя их в одно целое. Это немного трудоемко, но это выход из положения.

В принципе, большая рабочая поверхность нужна только на этапе раскладки шерсти, поскольку это самый ответственный момент, при котором нужно сосредоточиться на количестве шерсти, которая вытягивается из пасмы – нужно брать прядки шерсти одинаковой толщины в процессе всей работы.

Работу я осуществляла на столе 1,5 м. Поэтому раскладку шерсти и этапы работы я покажу на фрагментах.

Материалы для мокрого валяния шарфа:

мериносовая шерсть, цвета черный и серый;
шелковая ткань (отрезки);
волокна вискозы серого цвета для декора;
пупырчатая пленка;
капроновая ткань;
бамбуковый мат;
палки для валяния с круглым сечением 10 см;
полиэтиленовые перчатки;
мыльный раствор (1:10 жидкости для мытья посуды);
плоскошлифовальная машинка.

«На изготовление данного шарфика было использовано всего 50 гр пряжи! У вас может получиться немного больше. При этом усадка изделия была небольшая за счет использования вставок из ткани.»

Анисимова Татьяна

Валяем шарф в стиральной машинке — Все буде добре — Выпуск 320 — 09.01.14 — Все будет хорошо

Пошаговые инструкции валяния шарфа

Переберите имеющиеся лоскутки ткани, отсортируйте. Посмотрите, какие лоскутки можно использовать, чтобы уложить их в дорожку. Ткань нужно погладить, отметить долевую нить, так как в шарфе ее нужно будет укладывать, соблюдая направление долевой нити.

Раскладка и притирка полотна

Застелите стол пупырчатой пленкой, расположите отрезки ткани вдоль. Можно отметить ширину шарфика в «сыром виде», чтобы его ширина во время раскладки соблюдалась на всем протяжении одинаковая. Ширина пупырчатой пленки 50 см, ширину шарфика я приняла 40 см, отступая от края пленки по 5 см от сторон пленки. Ничего, что контуры лоскутков не ровные, кое-где вылезли ниточки, все это закроется шерстью.

Кружок из ткани обложите прядками шерсти с двух сторон, так как он будет в просвете шарфа.

Раскладка поперечного слоя. Начните с одного угла. Вытягивайте полутонкие прядки. В свободную от ткани часть кладите прядку на всю длину, а там, где встречается сторона ткани, прядку рвите. Кладите шерсть так, чтобы она накладывалась на 1 см на ткань.

Так выглядит часть фрагмента поперечной раскладки. Внимательно рассмотрите всю поверхность. Нужно, чтобы шерсть лежала без просветов. На просветы добавьте тонкие прядки, иначе будут прорехи в готовом полотне. Вокруг круга оставьте свободный участок.

Второй слой раскладки долевой. Точно так же из пасмы вытягивайте полутонкие прядки и укладывайте их. Опять обратите внимание на просветы, при необходимости добавьте шерсть. Круг соедините с шарфом короткими прядками-перемычками. Верхний слой в некоторых местах декорируйте серой шерстью, добавляйте волокна вискозы для лучшего эффекта, так как на ткань нанесен плотный блестящий рисунок. По площади шарфа я разложила серые прядки с закрученным хвостиком, имитируя «огурцы», которые часто встречаются в русских узорах.

Так выглядит вторая часть фрагмента, которую я разложила на столе 1,5 м. Фрагмент закончился кругом, который будет находиться в середине шарфа и продолжение шарфа после перемещения начнется именно с этого участка.

Первый фрагмент целиком.

Накройте раскладку капроновой тканью и равномерно сбрызните мыльной водой. Притрите руками сначала промокательными движения от центра к краям, чтобы случайно не сдвинуть шерсть и полностью ее промочить, затем круговыми движениями и с нажимом. Особое внимание при притирке уделяйте местам, где соединяется шерсть и ткань.

Во время притирки капроновую ткань нужно периодически приподнимать, чтобы не допустить приваливание ее к шерсти, особенно на первом этапе .

После первой притирки подправьте долевые края шарфика с обеих сторон – пальчиками пригладьте выступившие ворсинки к общей массе. Так вы сразу обеспечите ровные края шарфу.

Острым предметом, шилом или кончиком ножа, подправьте декоративные отверстия. Так вы оформите ровный контур этого рисунка. После правки накройте раскладку капроновой тканью и снова притрите руками.

Для притирки и сцепления шерсти с тканью используйте плоскошлифовальную машинку.

Основные правила при работе с плоскошлифовальной машинкой для валяния

Умеренное содержание воды в изделии. Это необходимо, чтобы мыльная пена не разбрызгивалась на движущие части машинки, потому что лишняя вода может привести к расползанию шерсти.

Во время работы периодически необходимо приподнимать капроновую ткань от поверхности шерсти, так как машинка ускорят процесс сцепления шерсти в несколько раз.

Притирайте машинкой данный фрагмент около 10 минут. Затем сверните полученное полотно во влажном состоянии на палку в рулон, от начала шарфа к середине.

Переверните палку так, чтобы центральная часть с кругом осталась на столе, освободилось место для раскладки второго фрагмента.

Разместите на столе отрезки ткани (в моем случае оба фрагмента симметричны друг другу относительно центра). Разложите шерсть на второй части шарфа так же как делали раскладку первой части: разложите два полутонких слоя с декором, притрите руками, оформите края и просветы рисунка вокруг круга и притрите машинкой. После этого полотно целого шарфа можно свернуть в рулон и перемещать для дальнейшей доработки.

Переверните шарф изнаночной стороной вверх и сдвиньте его от начала стола на 30-50 см для раскладки кистей (тонкие прядки накладывается друг на друга на 1/3 внахлест). Разложите полутонкие прядки на границах ткани и шерсти, уложите серую шерсть на края шарфа и на контуры элементов декора, разложите «огурцы» с волокнами вискозы по всему полю. Изнаночная сторона шарфа тоже должна иметь привлекательный вид.

Накройте капроновой тканью, увлажните раскладку и кисти мыльной водой и притрите руками.

После первой притирки можно подправить кисти, чтобы из рыхлых прядок получились плотные полоски. Прижмите прядки пальцами к пупырчатой пленке и потрите их вертикальными движениям «вперед назад». Продолжите притирку руками и машинкой 10 минут. Кисти в таком виде тоже можно притирать машинкой, так как по задумке они должны оставаться плоскими.

Сверните полотно в рулон на другую палку, переместите и на свободной части разверните второй фрагмент, на котором еще нет раскладки кистей и изнаночной стороны, повторите процедуры раскладки и притирки до конца.

В «сыром виде» размеры шарфа получились 360х40, включая длину кистей.

Валяние в рулоне

Шарф компактно сложите в прямоугольник, чтобы между слоями шерсти была капроновая ткань. Увлажните всю поверхность мыльной водой и сверните изделие на палку в бамбуковый мат. Валяйте-катайте шарф в рулоне с нажимом, через каждые 5 минут разворачивайте рулон и меняйте положение шарфа. На одно сторону шарфа вам потребуется около 20 минут.

Переверните шарф на другую сторону, опять смочите водой и валяйте-катайте еще 20 минут, меняя положение шарфа по кругу. Данный вид валяния позволит надежно притереться друг к другу слоям шерсти и ткани. Потом можно, не боясь расползания шарфа и отрывание каких-либо его фрагментов, валять изделие в руках.

Валяние в руках

Это заключительный этап валяния, в котором шарф будем доводить до готовности. Шерсть сваливается, уплотняется, изделие уменьшается в размерах от 30 до 50%. Следите как за размерами изделия, так и за качеством сваливания .

Для шарфика нужна более мягкая структура валяного полотна, чтобы войлок не стал твердым и грубым, как для валенка. В то же время, шерстинки должны сваляться (соединиться) и не разрываться в руках, если растянуть изделие. Поэтому для шарфов используется шерсть высокого качества, например, меринос.

Сверните шарф, обильно смочите водой и мните в руках, сначала деликатно, а по мере крепления шерсти, более интенсивно. Разворачивайте шарф во время валяния, расправляйте на столе и полностью разглаживайте рукой. Затем снова мните в руках в произвольных направлениях. Чередуйте эти процессы. По мере валяния вода будет впитываться в шерсть, добавляйте ее при необходимости.

Полоскание и сушка валяного шарфа

По мере готовности, шарф окуните в горячую воду, помните в руках и расправьте его. Потом окуните в холодную воду, помните и расправьте. Процедуру «закалки» повторите три раза, после чего шарфу не будет страшна ни какая деформация и усадка во время стирки . Выполощите изделие от мыла и промокните в полотенце. Вместе с помощником расправьте и потяните за средние концы шарфа с обеих сторон (вытяните), высушите на столе.

Вещи из войлока стирайте в теплой воде руками с применением жидких моющих средств.

Получился тонкий мягкий шарф, в готовом виде имеет размеры 270х30 см .

Если вам понравился этот шарфик, в продолжении мастер-класса по мокрому валянию Татьяны Анисимовой в скором времени на сайте будет опубликован мастер-класс по изготовлению аксессуаров, мини-брошей «Бархатные розы», в комплект этому шарфику.

Создаем брошь «Хризантема»: работаем с шерстью

Данный мастер-класс рассчитан на начальный уровень владения ремеслом валянием. Он познакомит с данным материалом, покажет его красоту и возможности. На примере цветка-броши «Хризантема» мы научимся делать аксессуары и украшения из валяной шерсти.

Для работы нам понадобится:

  • мериносовая шерсть разных оттенков (гребенная лента);
  • шерстяная ровница и пряжа;
  • волокна вискозы и шелка;
  • пузырьковая пленка;
  • москитная сетка;
  • вода и мыло;
  • деревянная скалка и полотенце;
  • материал для шаблонов (полиэтиленовая пленка);
  • ножницы, фурнитура для броши, бисер и бусины разных оттенков.

Для нашего цветка возьмем шерсть сине-голубых оттенков, волокна вискозы и шелка — сиреневых и фиолетовых. Хризантема состоит из трех ярусов, чтобы добиться большей декоративности и подобия с настоящим цветком, но для начинающих можно ограничиться и на одном. При раскладке шерсти следует учитывать усадку изделия в процессе уваливания примерно от 30 до 50%.

Для ориентира под пленку положим круг из полиэтиленовой пленки. Возьмем в левую руку гребенную ленту и начинаем вытягивать равномерные тонкие пряди шерсти, выкладывая их радиально лучами от центра шаблона.

Раскладка первого слоя завершена.

Вторым слоем раскладываем шерстяную ровницу синих и фиолетовых оттенков.

Третьим слоем выкладываем декоративными волокнами вискозы синих и сиреневых оттенков.

Раскладка первого яруса цветка закончена.

Осторожно накрываем москитной сеткой раскладку и увлажняем поверхность водой, не затрагивая центр.

Добавляем немного жидкого мыла и легкими движениями, разглаживая раскладку, мылим ее через сетку. Центр — сухой.

Закрываем нижний ярус нашего цветка ограничительным шаблоном и пленки с вырезанным центром.

Раскладываем второй ярус цветка, закрываем сеткой, поливаем водой, добавляем мыло и мылим, не затрагивая центра. Накладываем второй ограничительный шаблон.

Раскладываем третий и последний ярус (по желанию, ярусов может быть как больше, так и меньше, от этого зависит пышность и количество лепестков цветка). Мылим через сетку. Сетку убираем.

Закрываем трехъярусную раскладку пупырчатой пленкой и при помощи скалки начинаем катать ее в разных направлениях до тех пор, пока наша раскладка не уплотнится. Можно валять, заворачивая ее в небольшой рулон. Проверяем периодически готовность, слегка отщипывая поверхность. Готовое сваленное полотно отпускает только «паутинку» волокна, но не прядь шерсти.

Снимаем ограничительные шаблоны.

Тщательно притираем каждый ярус на пупырчатой пленке.

Трем весь цветок о пленку.

Цветок уже на стадии полуготовности.

Цветок хризантема имеет большое количество трубчатых тонких лепестков. Разрезаем каждый из 3-х ярусов цветка на лепестки-лучи не очень тонкие, в данном случае — на 16 лучей.

Добавляем немного жидкого мыла и каждый лепесток начинаем валять как трубочку-жгутик.

После того, когда лепестки держат форму, потрем о пупырчатую поверхность весь цветок. Затем выполаскиваем мыло. Отжимаем цветок в полотенце.

Готовый, хорошо сваленный цветок уменьшился примерно в 2 раза по сравнению с шаблоном.

Подбираем сине-голубые оттенки бисера, бусин или пайеток, расшиваем середину броши. Можно украсить середину цветка вышивкой цветными нитками. С обратной стороны броши пришиваем застежку или булавку.

Неповторимое украшение ручной работы готово!