Мастер-класс Валяный карман на нуно-войлочной одежде

Валяный карман на нуно-войлочной одежде

Валяная одежда ничем не уступает шитой своей практичностью, красотой и функциональностью. Много видов и способов валяния верхней одежды, каждая из них имеет свою прелесть и особенность. Но всегда и везде уместны карманы, потому что без карманов современное пальто сложно представить. В шитье все технологии давно придуманы, отточены и отработаны. А что делать с войлочными изделиями? Так же придумывать, оттачивать и отрабатывать.

Предлагаю вам один из простых способов выполнения кармана на нуно-изделиях. Это подкройной карман, мы отработали его на занятиях «Жакет из кардочеса».

Итак, подкройной карман: Выполнить можно как из гребенной ленты, так и кардочеса.

Избегаем лишних швов. Поэтому располагаем карман рядом с боковым швом, это позволит нам спрятать одну боковую сторону кармана в шов.

Наша выкроенная деталь из шелка натурального, или хлопка, вискозы. Намечаем на ней высоту нашего кармана.

Заваливаем нашу деталь шерстью. В районе нашего кармана отступаем 2 см в верх от края входа в карман

Дальше, завалянную деталь разрезаем по нашей метке. Отгибаем нижнюю часть жакета и подкраиваем к нему внутреннюю часть кармана.

Дальше пришиваем очень тонким швом встык две ткани, или прострачиваем на машинке поставив регулятор длины стежка на 2 (если прострочили, то срезаем шов, оставляя 2-3 мм от строчки).

Поднимаем ее вверх и опускаем нижнюю часть жакета.

Кладем клеенку между слоями, что бы они не свалялись вмест

Заваливаем шерстью нашу вставку, оставляя по краям 2 см не заваляного края

Пришиваем ее с двух сторн. Один из боковых швов кармана совпадает с боковым швом нашего жакета

Заваливаем наши зашитые места

Если перевернуть нашу заготовку, то мы увидим, что у нас появился карман у которого не зашита одна боковая часть. Она зашьется при сшивании полочки и спинки по боковому шву. Не заваляную ткань мы для этого тоже оставили в местах швов.

Сшиваем боковые швы жакета, заваливаем их. Далее валяем весь жакет целиком.

PS Не забудьте укрепить верхний край кармана горизонтальными прядями, или дополнительным тонким слоем кардочеса.

Мастер-класс по созданию войлочной сумки с нуно-войлочным узором в технике «Ламинирование».

Ламинирование – создание объёмных узоров в войлоке при помощи шерсти и ткани.

Что понадобится (материалы):

— шерсть (белый меринос 18микрон);

— шелк (белый эксельсиор);

— флис (полиэстеровая ткань, белая);

— подложка под ламинат (для выкройки);

— пупырчатая пленка (можно заменить икеевским ковриком «Ратионель»);

— полиэстеровая сеточка (можно заменить на любую синтетическую ткань-сеточку);

Ирина Садыкова. Легкое пальто свободного силуэта

— полиэтилен (примерно 50Х50см, чтобы закрыть раскладку);

— ВШМ (виброшлифовальная машинка);

— мыло, вода, ножницы, стиральная доска, полотенце.

Прежде всего — для того, чтобы свалять бесшовную сумку необходимо подготовить выкройку определённой формы и размера. Возьмите подложку под ламинат и нарисуйте на ней ту форму сумочки, которую вы хотите получить (нужно нарисовать только ту часть сумки, где вы хотите получить «полость», т.е. крышечку, ручку и внутренние карманы на подложке рисовать не надо). Затем прибавьте к этому размеру процент усадки (процент усадки зависит от свойств конкретной шерсти, от толщины раскладки и отчасти от ваших усилий в процессе доваливания — данную сумочку я валяла из мериноса (18 микрон), и, поэтому прибавила с каждой стороны рисунка по 7см, я действовала, что называется «на глаз», если вам нужно определить более точный процент усадки, чтобы получить определённый размер – что важно, например, при валянии тапочек или шапки – предварительно нужно свалять образец и замерить этот самый процент усадки линейкой). Вырежьте полученный рисунок.

Затем положите на стол пупырку (гладкой стороной наверх), положите сверху выкройку (вырезанный рисунок) и обведите его маркером. Переверните пупырку рифлёной стороной вверх.

Начните раскладку первой стороны сумки. Для этого разложите первый слой прядок из гребенной ленты горизонтально (отщипывайте шерсть по прядке и раскладывайте друг за другом с небольшим нахлестом). Ваша раскладка должна выходить за границы рисунка на пупырке на 2-3см.
2.

Следующий слой шерсти положите вертикально (т.е. перпендикулярно первому). Подобным образом разложите остальные слои, я выложила 5, но у вас это кол-во может быть другим, т.к. каждый отщипывает разные по толщине прядки (ориентируйтесь на общую толщину разложенного слоя – стороны сумки).

Затем накройте раскладку сеточкой и пропитайте мыльным раствором (вода +мыло).
6.

После того, как все хорошо намочено. Аккуратно снимите сетку с раскладки и положите сверху выкройку (ту, которую вы вырезали из подложки под ламинат).

Подогните всю «торчащую» за выкройкой шерсть на выкройку (наверх). Старайтесь, чтобы мокрая шерсть вплотную «опоясывала» выкройку. А также чтобы на сгибе и поверх выкройки было как можно меньше складок.
9.

После того как края загнуты, нужно разложить вторую сторону сумки. Возьмите в руки гребенную ленту и начните выкладывать прядки (горизонтально) но на этот раз не с захлестом за выкройку (рисунок), а начиная от загнутых краев (от первой стороны). Разложите то же количество слоев как для первой стороны сумки (5слоев).

Затем накройте раскладку сеточкой и намочите мыльным раствором. После снимите сеточку.

Подогните торчащие края теперь уже под «всю» сумку. Для удобства можно приподнять раскладку.

Возьмите флис и вырежьте из него линии-узоры (предварительно нарисуйте их на флисе). Разложите их на будущей сумке.

Кроме флиса вы можете взять любой другой материал, который пожелаете. В данном случае мы будем «ламинировать» флис (зажимать его между префельтом и шелком) и благодаря своей структуре он даст на готовом материале фактурную выпуклую поверхность. Разная ткань при ламинировании будет давать совершенно разные фактурные эффекты – вы можете поэкспериментировать и положить под шелк все что душе угодно — шелк, лен, вискозу, синтетику… Какие-то ткани «проваляются» насквозь, какие-то нет — их будет придерживать сверху шёлк-эксельсиор и именно поэтому они сохранят своё положение и фактуру (даже если ткань очень плотная или синтетическая. Лучше всего перед тем как делать большое изделие сделать образец с ламинированием разных тканей — выбрать тот эффект, который будет вам нравится в определенном изделии.
И ещё главное не забывать о том, что при валянии шерсть усаживается и притягивает к себе всё что есть на ее пути, поэтому если вы вырежьте из флиса очень тонкие детали и разложите их очень близко друг к другу, когда шерсть усядет – ткань может очень приблизится друг к другу и потерять «узорчатость» (потерять промежуток между элементами).

Положите поверх узоров из флиса шелк-эксельсиор (так чтобы часть шелка выходила за края примерно на половину выкройки с каждой стороны).

Аккуратно переверните будущую сумку (так чтобы шелк-эксельсиор оказался снизу). Загните узоры из флиса наверх – на себя (на сумку).

Разложите на второй стороне сумки узоры из флиса и загните оставшийся (выходящий из-под сумки) шелк-эксельсиор наверх. Важно чтобы шелк-эксельсиор закрывал всю раскладку полностью (чтобы не было незакрытых шерстяных участков). Для этого в некоторых местах можно надрезать эксельсиор и загнуть его фрагментами. Можно также чтобы кусочки (фрагменты) шелка-эксельсиора наслаивались друг на друга (но чтобы места стыков были плавными, еле видными).
21.

Когда раскладка завершена, накройте ее полиэтиленом и пройдитесь поверху ВШМ.

Периодически поднимайте пленку и проверяйте насколько свалялись шерсть и ткань (а также следите, чтобы шелк не сполз с шерсти). Жужжать ВШМ нужно до тех пора пока от поверхности раскладки не будет отходить по 2-3 шерстинкам (чтобы проверить «ущипните» поверхность сумки). Когда настанет такой момент можно перевернуть сумку и прошлифовать с другой стороны (также через полиэтилен). Кроме того важно пройтись машинкой по боковинам (сгибу), чтобы на этих местах не получилось некрасивых жгутов и загибов (швов).

После того как верхние шерстинки раскладки сцепились с тканью (см. пункт 26) можно снять полиэтилен и валять руками. Необходимо довалять изделие до конца – «провалять» глубинные слои шерсти, чтобы внутри не осталось никаких рыхлых участков, и на ощупь стороны сумки в любой их части были плотные и упругие (при нажиме войлок будет как-бы пружинить в ответ). Можно тереть руками уже сильнее.

Не забывайте про «стыки», им нужно уделить особое внимание, чтобы на их месте не образовались некрасивые стыки и загибы… Для этого тщательно потрите грани ладошкой.

Можно также тереть сторону о сторону.

Когда вы почувствуете (руками), что выкройка начала сминаться внутри сумки (это произошло от того, что шерсть свалялась уже лучше и начала усаживаться) – возьмите ножницы и разрежьте будущую сумку в месте где должна быть полость (над ручками).

31.
Вытащите выкройку.

Продолжайте валять сумку. На этапе когда вы уже вынули выкройку лучше всего вывернуть сумку и потереть ее изнутри, шерсть будет сваливаться со всех сторон, но таким образом вы не травмируете шёлк и узоры на внешней стороне сумки.

Чтобы «провалять» внутренние слои шерсти можно также собрать сумку в «кучку» и несколько раз «пожамкать» ее (сжимать в руках, движение похожее на замес теста).

Опять же пройтись по краям (граням), чем больше вы будете уделять им внимания тем лучше.

Также для доваливания изделия очень хорошо подойдет «рулон». Разложите полотенце на пупырке (на столе) положите на него будущую сумку и закрутите в рулон. Это очень действенный способ, главное его отличие от других доваливающих движений в том, что он очень сильно ужимает изделие в ту сторону, в которую вы закатываете (и катаете) изделие. Поэтому хорошенько покатайте рулон в таком положении как вы его завернули (важно пройтись по всему рулону ладошками, а не только с одной стороны), затем разверните его (посмотрите как усело изделие в том направлении в каком вы закатывали его!).
35.

Теперь нужно снова разложить полотенце на столе, распрямить сумку и завернуть ее в рулон уже в другую сторону (другом положении, не сверху-вниз, а справа-налево).

Последний и мой любимый способ доваливания изделия – стиральная доска. Если от прошлых процедур ваша сумка еще не обрела достаточной плотности намочите изделие в мыльной воде и потрите о стиральную доску.

Когда внутренние слои достаточно свалялись (сумка плотная, войлок как бы пружинит в ответ, вся сумка усела-уменьшилась на 30-40%) выверните сумочку на лицевую сторону, распрямите и выровняйте ножницами разрез (то место где сумочка будет открываться). Затем заваляйте срезы – для этого потрите места срезов о стиральную доску или просто в руках (как удобнее) до тех пор пока места срезов не станут ровненькими, овальными (не будет видно плоского среза). После этого прополощите сумку в воде, чтобы выполоскать всё мыло, распрямите ее (придайте форму) и оставьте сушится (лучше всего при комнатной температуре, можно также поставить на батарею, но в таком случае нужно обязательно постелить под дно белую бумагу и следить чтобы сумка не пересушилась – иначе на шелке могут появится темные пятна… .

Фрагменты выступления Елены Найденовой на Войлочной Он Лайн Конференции ВОЛК-5.

Когда сумочка высохла остается добавить детали – вшить подкладку и вставить ручки. Удобнее сначала отмерить место где будут ручки, затем вшить подкладку, а уже потом вставлять ручки и пришивать кнопочку-застежку.

Чтобы вставить врезные ручки — приложите ручки к сумочке, обведите места для разреза мелком и аккуратно вырежьте отверстия, затем вставьте ручки – врезные ручки имеют зажимы, и вы можете закрепить их сразу на сумку, но для надежности можно укрепить «конструкцию» дополнительно клеем «Момент. Кристалл. Универсальный».

Войлочная геометрия. Часть 2. Валяем свитер без рукавов прямого кроя с воротником «хомут»

Стремительное развитие технологий и научно-технический прогресс еще в начале прошлого века привел к тому, что многие творческие люди (художники и поэты, скульпторы и архитекторы) начинали искать вдохновение в новых, отличных от классических, выразительных формах. Возникли различные течения в искусстве: экспрессионизм, абстракционизм и его разновидности: кубизм, супрематизм, неопластицизм и множество других.
Геометрия, как наука изучающая пространственные отношения и формы — это основа всего, а строгие линии позволяют описать абстрактную идею четким языком математики.

В нашем новом мастер-классе мы переходим к изучению следующих фигур — квадратов и прямоугольников, и выкроек, построенных на их основе. На этот раз мы сваляем свитер без рукавов прямого кроя с воротником «хомут»; с абстрактной композицией из прямоугольников, квадратов и прямых линий на основе известной картины Пита Мондриана.
Как и в предыдущем эксперименте, выкройка состоит из двух деталей: основы и воротника. С учетом усадки шерсти в процессе валяния и свободы облегания, для размера 44-46 это будут два прямоугольника размером 70 х 90 и 45 х 40 см, расположенные относительно друг друга так, как показано на схеме.

Пройма начинается от верхнего угла основного прямоугольника и представляет собой отрезок длиной около 25 см; припуски на огибание при раскладке шерсти на данном участке шаблона не предусмотрены.
Для удобства раскладки, прямые углы, соединяющие обе детали, необходимо закруглить (этот момент показан на схеме пунктирной линией).

Для работы нам понадобятся волокна вискозы и шерсть австралийский меринос в гребенной ленте; приблизительный расход материалов мы, как обычно, укажем в итоговой таблице в конце мастер-класса.

В первую очередь подготовим тонкий префелт, из которого в дальнейшем мы будем вырезать элементы композиции. Раскладываем разноцветные квадраты и прямоугольники тонкими прядями шерсти в два слоя: горизонтальный и вертикальный, на площади приблизительно 80 х 40 см; смачиваем теплой водой с мылом и притираем через сеточку, до тех пор, пока волокна не сцепятся друг с другом и сформируют тонкое полотно, которое можно взять в руки.

Темный прямоугольник разрезаем на длинные полосы шириной около 1 см; затем интенсивно подваливаем в плоскости на ребристой поверхности, чтобы получить тонкие длинные жгуты — прямые линии, которые будут использоваться в композиции. Мондриан использовал красный, синий и желтый цвета, как основные, которые нельзя получить путем смешения других оттенков. Мы запланировали чуть более приглушенную композицию, с учетом того, что при валянии волокна шерсти различных цветов в любом случае проникают друг в друга; а вместо черного цвета прямых линий использовали темно-коричневый.

Валяние куртки с капюшоном. Анонс видеокурса.

Откладываем элементы декора в сторону, и приступаем к раскладке шерсти. Те, кто внимательно следил за нашими предыдущими мастер-классами , едва ли откроют в этой части урока что-то новое; мы будем использовать классическую раскладку шерсти по диагонали, поскольку по задумке свитер должен быть чуть более плотным, чем наша предыдущая модель на основе треугольника.
Волокна вискозы выкладываются на основу тонкими воздушными облачками; плотную пасму необходимо разделить либо вручную, либо с помощью пуходерки. Всего вискозы потребуется не больше 30 грамм: приблизительно по 15 грамм с каждой стороны шаблона. Вискоза придает плотность изделию, яркий блеск изнанке и будет выигрышно смотреться на разложенном на плечах воротнике.

Сбрызгиваем облачка, чтобы они не разлетались в разные стороны, разложим тонкий укрепляющий слой шириной в одну пасму вдоль открытых краев изделия и проймы. Передняя часть проймы должна немного выступать вперед, поэтому следует подваливать ее более интенсивно.

Валяние одежды мастер класс. Катерина Коршун

Раскладываем шерстку тонкими рядами; каждый последующий слой перпендикулярен предыдущему и прикрывает его примерно на 2/3; припуски на огибание выходят за края шаблона на 2-3 см. Мы использовали в качестве основы меринос итальянского производства оттенка «шафран».

Смачиваем раскладку теплой водой с мылом, притираем через сеточку до тех пор, пока волокна не сцепятся друг с другом. Убираем сеточку и плавными движениями формируем ровный край поверху, низу и в области проймы. Внимательно оглядываем полотно: явные просветы прикрываем тонкими прядками шерстки крест-накрест.

Переворачиваем шаблон и загибаем припуски на перед. Раскладываем переднюю часть свитера аналогичным образом.

Смачиваем, притираем, загибаем припуски на обратную сторону. Итак, наше полотно готово для построения композиции, которая в этот раз будет немного напоминать «бутерброд», на который слоями накладываются детали префелта.

Художники абстракционисты не ограничивали пространство композиции жесткими рамками; но для того, чтобы немного выделить рисунок мы выложим на основу квадрат из светлого префелта со сторонами 45 см.

Коллекция одежды из войлока «Геометрия цвета» Елены Найденовой в Шкатулочке

Размечаем пространство контурами прямых линий, тем не менее не замыкая его, а оставляя открытым.

Вырезаем и выкладываем центральные элементы композиции: квадраты и прямоугольники.

Об одежде из войлока Елена Корман в Шкатулочке

Смачиваем и притираем через сеточку, до тех пор, пока все детали надежно не сцепятся с основой. Возможно применение технических средств (виброшлифовальной машины).

Начинаем интенсивный процесс уваливания, тщательно притираем изделие до тех пор, пока ему не станет тесно в шаблоне; особое внимание уделяя местам сгиба.

Убираем шаблон и продолжаем, подбрасывая свитер, выкатывая его в различных направлениях — в длину и ширину. Выполаскиваем, отжимаем, продолжаем, добавляя свежего мыла, до тех пор, пока изделие не будет готово к первой примерке. Внимательно следите за размерами.

О.Ткаченко и Н.Кондрашева Шитый войлок. Разминка.

Аккуратно закладывайте складки на воротнике. Войлок после высыхания запоминает форму. Для того, чтобы прямые линии нашей композиции оставались ровными и не деформировались в процессе усадки можно слегка подбивать их иголочкой для сухого валяния.

В результате мы получили строгий свитер прямого силуэта с красиво отложенным контрастным воротником и яркой абстрактной композицией, в котором вы, несомненно, будете привлекать внимание окружающих.

Мастерская «Воронье Гнездышко» благодарит Марину Глотову за помощь в подготовке мастер-класса. До новых встреч и новых уроков.
В предыдущей серии: Войлочная геометрия. Часть 1. Валяный топ «Февральская вьюга»