Мастер-класс Войлочный львенок Рудольф.

Дизайн, хобби, рукоделие

  • Животные
  • Цветы
  • Люди
  • Фрукты
  • Природа
  • Цветы
  • Животные
  • Куклы
  • Зайка-комфортер
  • Стандартные наборы
  • Премиум наборы
  • Главная >
  • Валяние шерсти

Мастер-класс по созданию картины из шерсти «Незнакомка»

Друзья, делюсь с вами новым мастер-классом по созданию картины из шерсти «Незнакомка».

Я хотела максимально упростить восприятие материала, поэтому подписала все необходимые инструкции сразу на фото. Текстовое описание процесса также прилагается!

Приятного вам творчества.

1. Необходимые инструменты:

— рамка со стеклом (или с пластиком), я использовала формат 30*40;

— ножницы двух видов: острые канцелярские и маникюрные;

— ткань (я использую рулонные тряпочки для пыли, накладывая их в два ряда);

2. Материалы:

— шерсть — гребенная лента разных цветов. Что касается качества шерсти, то лучше брать «тонкую» или «меринос», но подойдёт и более грубая. Если у вас есть кардочёс (шерстяная вата), он идеально подойдёт для фона;

— ажурная лента для создания зонтика. Я разрезала её на части.

3. Подготовка к работе.

Разбираем раму (нам понадобится картонка).

Ткань прикрепляем к картонке с помощью клеящего карандаша. Иногда я использую степлер или скрепки (скрепки по завершении работы убираю).

Прикреплять ткань необходимо для того, чтобы в процессе работы шерсть не съезжала с основы (материал должен быть шероховатый).

3. Фон.

Приём, которым мы будем пользоваться для выкладки фона, называется «щипание». Волокна нужного цвета необходимо туго обмотать вокруг пальца и отщипнуть (см. фото). Итоговая прядка должна быть спутанной, но без петелек и узелков, волоски должны располагаться хаотично.

Фон выкладываем, начиная с самого тёмного цвета с краёв картины и двигаемся на осветление к центру.

Создание девочки-ангела из войлока. Первый онлайн мастер-класс от kazabe.toys

Добавляем в фон следующие цвета: коричневый и рыжий.

Войлоковаляние — всё об искусстве валяния войлока! | Мастер-класс

Чтобы переходы оттенков были плавными, цвета необходимо перехлёстывать и работать тонкими воздушными прядями.

Тонируем белый участок фона желтыми прядками, чтобы получился светло-желтый оттенок.

После того, как фон полностью готов, проглаживаем картину утюгом. Фон уплотнится, зафиксируется, и на нём будет удобно выкладывать следующие элементы картины.

Гладить можно на любой температуре через чистый лист бумаги. Шерсть фиксируется уже после одного-двух движений.

На листе не должно быть напечатанного текста, так как принтерные чернила при нагревании плавятся!

5. Выкладываем стволы деревьев.

Чтобы визуально тропинка уходила вдаль, необходимо соблюсти закон перспективы: чем дальше от зрителя объект изображения, тем он меньше и его цвет бледнее. Дальние деревья необходимо изобразить более тонкими и бледными, чем деревья переднего плана.

Для начала отрезками отметим основания стволов деревьев (см. предыдущее фото).

Затем отделим от основной пряди волокна тёмно-коричневой шерсти, немного подкрутим их в «колбаску» и выложим стволы. Прогладим.

Для придания деревьям объёма добавим свет (на правую) и тень (на левую) части ствола.

Между деревьями прокладываем тонкий слой желтой шерсти.

Валяем озорного тигренка. Видеоурок, делаем тигренка в технике сухого валяния.

Для веток отделяем тончайшие прядки тёмно-коричневого цвета и скручиваем их на ладошке в одном направлении.

Если крутить в разных направлениях, прядки будут раскручиваться.

6. Намечаем силуэт.

Чтобы не ошибиться в пропорциях, наметим контуры фигуры короткими тонкими отрезками (не одним длинным).

Эти наметки полностью заложатся следующими слоями, видно их не будет.

Обращайте внимание на то, что линии угловатые, не плавные. Не старайтесь на данном этапе выложить полноценный контур!

— высота фигуры — 17 см. Обозначим верх и низ. Также укажем линии плеч и талии;

— выложим боковые линии туловища и голову;

— наметим руки. Длина линии от плеча до локтя должна быть одинакова;

— проглаживаем заготовку и отрезаем те волоски, которые мешают восприятию;

— проглаженную фигуру ровняем пинцетом.

7. Заполняем контур цветом.

Я предпочитаю работать небольшими прядями, отрывая их руками. Но, возможно, кому-то будет удобно не отрывать, а нарезать шерсть или вырезать элементы фигуры из большого куска гребенной ленты.

Делайте так, как вам удобнее. После проглаживания фактура, объём и «волосатость» обычно уходят.

После того, как контур полностью заложен коричневой шерстью, хорошенько проглаживаем картину.

Все лишние волоски, а также неточности фигуры срезаем маникюрными ножницами.

На этом этапе фигуру также можно отделить от фона, передвинуть или растянуть.

Объединяем нижнюю часть фигуры с плоскостью. Добавляем коричневые и рыжие оттенки, а также тонкие длинные прядки-ленты (второе фото). Их можно выполнить и декоративными волокнами (шелк, вискоза).

8. Создаем зонтик.

Основу для зонтика я решила сделать из ажурных лент, так как в них уже есть необходимые изгибы. Из двух видов лент я вырезала кусочки разной формы (см. фото).

У вас могут быть другие виды лент.

Рекомендую изначально выложить фигуру зонта отдельно от картины. Экспериментировать на картине может быть проблематично, так как шерсть постоянно цепляется за кусочки ленты.

Изгибы в нижней части зонта мельче, чем в верхней (визуальный эффект).

На нижнюю часть зонтика у меня пошло 7 изгибов (длина каждого — 2 см). На верхнюю — четыре.

Внутреннюю часть зонта «закрашиваем» коричневым цветом. Прядки шерсти выкладываем по кругу.

Из отрезков ленты создаём внутренний овал зонтика и его верхушку.

Тонируем край зонта тончайшими желтыми прядками, располагая их по кругу. Выкладываем рёбра зонта из тоненьких неплотно скрученных волокон. Такими же волокнами (но более короткими) разделяем зонтик и фигуру (см. фото). Проглаживаем.

9. Нарезаем листву.

Листва создаётся приёмом «нарезка».

— формируем прядку так, чтобы её было удобно резать, скручиваем;

— нарезаем острыми ножницами сразу на картину;

— длина ворсинок должна быть от одного до пяти мм.

Чем крупнее нарезка, тем более размытым получится результат.

Для нарезки листьев я использовала 4 цвета, которые смешала в одной прядке.

Количество цветов и густоту нарезки вы можете регулировать по желанию.

10. Завершение работы.

Перед тем, как накрыть картину стеклом, поправляем все детали.

Стекло кладётся поверх картины, совмещается с основой и закрывается сверху рамой.

Только после этого лишняя шерсть обрезается.

Надеюсь, мастер-класс оказался для вас полезным!

История и современность войлока

О сенью 2003 года в отдаленном уголке Башкортостана Абзелиловском районе в деревне Бурангул прошел первый семинар для желающих освоить хитрости войлочного искусства. Он был организован Республиканским центром народного творчества совместно с художественно-графическим факультетом Башкирского Государственного Педагогического Университета. Семинар обещал участникам что-то новое, доселе неизведанное, тем и привлек преподавателей детских художественных школ. Еще в Стерлитамаке мы торопились хоть что-то вычитать, узнать об этом древнем как степь, как сама история кочевых народов Земли — искусстве войлока. Мягкость, небольшой ворс, плотность и одновременно пластичность, особая фактура войлока — физические качества этого материала — являются одновременно его эстетическими свойствами.

В век высоких технологий, и применения разнообразных современных материалов человечество вновь обращается к истокам древних ремесел, к культурным и историческим ценностям родного края. К сожалению, время беспощадно к произведениям искусства и многие художественно- орнаментальные традиции войлока или частично утеряны или упрощены. Поэтому семинар ставил своей задачей возродить искусство изготовления войлочного полотна — применяя новые технологии, проводя научные экспериментальные исследования по изучению свойств войлока.

Сейчас, оценивая результаты проведенной работы можно с уверенностью говорить о доступности и широком диапазоне возможностей войлочного творчества.

Обучение на уроках ДПИ данному ремеслу не только разовьет у детей любовь и интерес к народным традициям, обычаям, но и позволит шагнуть дальше, применить знания в современном мире индустрии, текстильной

Технология производства войлочных ковровых поверхностей известна с древности. Сто лет назад археолог В. В. Радлов во время своей экспедиции в горный Алтай вскрыл два больших кургана: Катандинский и Берельский. Эти курганы оказались оледенелыми, вследствие чего в них прекрасно сохранились редко встречающиеся в древних захоронениях изделия из дерева, кожи, тканей, одежда и ковры.

В те времена в долину Пазырыка было очень сложно проникнуть и, несмотря на блестящие результаты раскопок, только в 40-х годах была вскрыта вся группа курганов. Там были совершенно исключительные по своей красоте ковры и ткани 4-5 столетия до нашей эры. Они интересны не только как художественные произведения, но и как древнейшие в своем роде.

Самый большой из войлочных ковров размером 4,5 х 6,5 метров был найден в конном захоронении пятого Пазырыкского кургана. Он прикрывал деревянную колесницу. Однако размеры этого ковра в длину были несколько больше, т.к. часть его, несомненно, была отрезана. На тонком белом войлоке изображены три бордюра в виде растительного орнамента, выполненного в местной традиции. Между ними в продольном направлении воспроизведены 3 совершенно одинаковые сцены: сидящая на троне богиня с цветной ветвью в руке и предстоящий перед ней конный стрелок из лука. Все изображение выполнено из лоскутов разноцветного тонкого войлока в технике аппликации.

Мастер класс по сухому валянию для начинающих. Начинаем валять лапку львенка.

Войлок является одним из древнейших материалов, популярных сейчас в Европе, сохранивших ручной способ производства В Странах Азии он до сих пор используется для производства одежды, обуви, жилья, декорации интерьера.

«Никто не может точно сказать, когда и как появился этот материал. Существует много теорий. По одной из них войлок появился случайно, когда шерсть, в ходе ее использования, свалялась. И произошло это примерно в 6 тысячелетии до нашей эры», — пишет в своей книге «Искусство выделки войлока Мери Брекетт, глава международной ассоциации по войлоку.

Интерес к этому уникальному материалу подтверждают постоянно организуемые в разных уголках света симпозиумы, конференции, школы, посвященные войлоку. Б начале сентября 2001 г. в Улан-Баторе открылась II международная школа по войлочным изделиям, в работе которой принимали участие специалисты из Монгольского технического университета, Ивановской Государственной текстильной академии, Университета Касселя (Германия). Уникальный, экологически чистый, универсальный, обладающий потенциалом совершенствования, войлок привлекает технологов, дизайнеров, художников по тканям, конструкторов, модельеров всего мира.

Способы изготовления войлока

Большое разнообразие войлочных изделий, высокое совершенство техники изготовления, ярко выраженное своеобразие орнаментальных и цветовых композиций свидетельствует о глубоких корнях и непрерывной преемственности этого вида.

В Кыргызстане, Казахстане, Туркмении, Монголии, Башкортостане, в Алтайском крае, Северном Кавказе и Закавказье выполнение войлоков, тесно связано с укладом жизни народов, проживающих на этих территориях.

Интересные валяния войлока у забайкальских бурят, тувинцев, алтайцев, монголов. Сырьем для создания изделия служила овечья шерсть, использовалась также конская, коровья и верблюжья.

Литвиненко Ольга. Близнецы. Войлок. 2006.

Процедура изготовления войлока делилась условно на несколько этапов. Все приурочивалось к жаркой, летней погоде. Просушенную шерсть раскладывали на какой — либо шкуре и приступали к взбиванию. Затем ее брызгали водой, чтобы легче было накрутить на гладко обструганное бревнышко толщиной до 20 см и длиной 2,5 — 3 метра. Размеры готового войлока обычно доходили до 2-х метров, толщиной 1-3 см. Накручивание осуществляли мужчины, т.к. требовалось значительное физическое усилие для того, чтобы свернуть его в рулон. Готовый валик крепили ремнями, веревками к лошади. Основной фазой работы являлось катание войлока. Выбирался ровный участок земли, протяженностью около километра. Хозяин лошади погонял ее неспешной рысцой по выбранному маршруту, до тех пор, пока войлок не скатается. Катание длилось около часа.

Готовое изделие раскручивали, разминали, выравнивали края и хорошо просушивали.

Для калмыков был характерен способ валяния войлока, при котором рулон шерсти с силой бросали на землю. Киргизские и казахские войлоки выполнялись в мозаичной технике. Киргизы их называли ширдаки, казахи — сырмаки. Такие войлоки отличаются равновесием фона и узора, ритмичной простотой и необычайной яркой выразительностью. Изготавливали тонкие одноцветные пласты войлочного полотна, из которых вырезали определенные мотивы узора, меняли местами и сшивали в стык, очень плотным швом вместе с основой, подложенной под узор. Для прочности и красоты в местах соединения частично прокладывали цветной шнур. Сырмаки и ширдаки имеют зеркальную композицию, построенную на контрасте и мажорности колорита, в сочетаниях красного с синим, коричневого с оранжевым, коричневого с белым. Не менее популярен и другой валяный войлок ала кейиз (Кыргызстан) или текемед (Казахстан). Их выполняют путем вваливания в рыхлую основу шерсти еще более рыхло уложенной и в разные цвета окрашенной шерсти — будущего узора. Орнаментация близка к мозаичной, однако значительно мягче и сочнее по цвету, т.к. при их изготовлении будущий войлок неоднократно поливается водой и валяется.

Шмидт Елена. Игра. Войлок. 2007.

Еще один вид узорного войлока — тускииз — большой настенный ковер прямоугольной формы орнаментирован сложным аппликационным или вышитым узором. Вышивают тускииз разноцветными шелковыми нитями тамбурным швом.

Основные способы изготовления войлока у башкир: вваливание узора (наиболее древний и простой), аппликация и вышивка. Узор выкладывается только с одной стороны. Свернутые цветные валики шерсти раскладывали в определенном порядке на поверхности слегка скатанной основы, затем валяли до тех пор, пока между ними не происходило прочного соединения и кошма не приобретала нужную плотность. Художественное оформление войлока по сравнению с киргизскими и казахскими более простое по технике орнаментации и лаконичности рисунка.